Доходный подход в оценке бизнеса. Объект оценки: Потребительское общество «Ленинск-Кузнецкая межрайбаза», страница 2

Анализ деловой активности (Приложение 14): За анализируемый период показатель общей оборачиваемости увеличился на 0,58, значит в потребительском обществе быстрее стал совершаться полный цикл обращения ресурсов приносящих прибыль. Также наблюдается рост оборачиваемости оборотных средств на 1,14. Скорость отдачи на собственный капитал отражает активность использования денежных средств, наблюдается также увеличение этого показателя, т.е. на 1 рубль инвестированных собственных средств приходится 5 рублей выручки от продаж. Кроме того, снизились сроки кредиторской и дебиторской задолженности, это также положительная тенденция. Таким образом риск деловой активности оцениваем как не высокий, следовательно в размере 1%.

4. Определение ставки дисконтирования:

Ставка дисконтирования – это с математической стороны, ставка процента, с помощью которой происходит пересчет будущих доходов предприятия в их текущую стоимость. С экономической стороны, это норма доходности, показывающая такую величину с учетом рисков предприятия при которой предприятию выгодно работать на инвестируемом капитале.

Существует 2 варианта:

1 - если выбрана модель денежного потока для собственного капитала:

- Ставка дисконтирования построенная кумулятивным методом:

R – безрисковая ставка;

А1, А2, А3 – виды рисков заданные в определенном уровне.

В качестве безрисковой ставки выступают доходность по государственным ценным бумагам (ОФЗ ГКО). Депозитный % сбербанка (на сегодняшний день 12%), доходность по еврооблигациям.

- Модель CAPM (связана с фондовым рынком, по этому применяется редко) – модель оценки капитальных активов.

R – безрисковая ставка

B – мера систематического риска

Rm – средняя рыночная доходность на фондовом рынке

(Rm - R) – рыночная премия за риск

А1 – риск отраслевой принадлежности

А2 – надбавка за закрытость компании (например: ЗАО, ОАО)

А3 – страновой риск

2 – если выбрана модель для всего инвестированного капитала:

- WACC – модель средневзвешенной стоимости капитала

∆СК – доля СК

∆ЗК – доля ЗК

Iск – ставка дисконтирования для СК

Iзк – ставка дисконтирования для ЗК (ставка процента за пользование ЗК)

Т – налог на прибыль

1 – Т – налоговой щит (налог на прибыль)

Решение:

ick = 28,5 – ставка дисконтирования для СК

безрисковая ставка – в качестве нее берем вложения по депозитным % 12%

Расчет ставки дисконтирования:

№ п/п

Действие

Этапы определения

Значение показателя

1

2

3

4

1

Безрисковая ставка

12%

2

+

Риск:

3

Риск ликвидности

5%

4

Риск платежеспособности

2%

5

Риск деловой активности

1%

6

Риск отраслевой принадлежности

3,5%

7

Риск за размер предприятия

3%

8

Риск компетенции менеджмента (профессиональности менеджмента)

1%

9

Риск разнообразной деятельности (диверсификации деятельности)

1%

Итого:

28,5%

WACC = 0,65*0,285+0,35*(1-0,20)*0,19 = 0,24 = 24%

5. Формирование денежных потоков (в прогнозном периоде):

Чтобы спрогнозировать будущие денежные потоки, т.е. денежные потоки 2010, 2011, 2012гг., необходимо спрогнозировать все элементы формирующие денежный поток, т.е. надо знать какие амортизационные отчисления ожидаются, будут ли осуществлены капитальные вложения, какие изменения ожидаются в долгосрочной задолженности и СОК. Кроме того, любой денежный поток начинает формироваться с чистой прибыли, а это значит, необходимо спрогнозировать чистую прибыль, которая в свою очередь формируется: Выручка – себестоимость +- прочие доходы и расходы.

Прогноз выручки предприятия может осуществляться на основе методов статистического анализа (корреляционно регрессионный анализ) т.е. необходимо выявить какие показатели влияют на изменение выручки предприятия. При изменении этого показателя на единицу, выручка измениться на какой то размер. y=ax+b (корреляционное уравнение).

Показатели влияющие на изменение выручки:

- общеэкономические: средняя заработная плата населения, средне душевые денежные доходы населения, выручка торгового предприятия зависит от оборота розничной торговли на душу населения, инфляция.

- рыночные факторы: конкуренция, спрос на продукцию.

- внутренние факторы: ценовая политика, предлагаемый ассортимент, качество товара.

Другой способ анализа – это анализ (прогнозирование) на основе внутренней управленческой информации, т.е. если предприятие благополучно развивается во внешней среде не ожидается каких либо кризисных явлений то можно предположить что выручка предприятия будет увеличиваться, а процент роста будет обусловлен теми зависимостями которые выявил управленец.