Уровень жизни населения и его доходы. Повышение уровня жизни населения. Изменение стоимости жизни

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Такие сельхозпредприятия неконкурентоспособны на сельском рынке труда среди безработных. Основная причина – крайне низкая оплата труда (рис. 2).

2. Динамика реальной заработной платы в сельском хозяйстве и других сферах занятости.

За годы реформ заработная плата в сельском хозяйстве упала до 40% к среднему уровню по экономике. Она стала самой низкой по всем отраслям, оплата труда выше даже в социальной сфере. Между тем еще до недавнего времени ее уровень в этих секторах экономики была иной. Однако после 1999 г. реальная заработная плата в образовании и в здравоохранении стала ежегодно прирастать в среднем на 12% по отношению к уровню 1991 г., в то время как в сельском хозяйстве – только на 4%. И это отставание увеличивается.

Доходы от занятости в хозяйствах населения не столь значительны, чтобы компенсировать низкую заработную плату в сельском хозяйстве и обеспечивать приемлемый уровень жизни сельчан. Во всяком случае, при возросших доходах от крестьянского подворья его отставание от уровня жизни городского населения продолжает увеличиваться. По располагаемым ресурсам в среднем на одного члена домохозяйства оно составляло в 1999 г. 30%, а в 2003 уже 40%.

Нет оснований полагать, что уровень жизни сельчан в перспективе может улучшиться  за счет крестьянских подворий. Он повысится, если оплата труда наемной рабочей силы в сельском хозяйстве будет расти. На наличие такой зависимости указывают результаты исследований ВНИЭТУСХ. В частности, выявлено, что по достижении семей, все трудоспособные члены которой заняты в сельхозпредприятиях, заработной платы в размере примерно 17 тыс. руб. в год на работающего члена семьи валовая продукция хозяйств населения начинает уменьшатся. Так же изменяется и среднедушевой доход от крестьянского подворья, а совокупный доход продолжает увеличиваться за счет опережающего роста заработной платы (рис.3).

 

3. Влияние заработной платы на объем производства хозяйств населения и получаемые доходы, 2003 г.

Таким образом, на селе имелась избыточная рабочая сила, часто отмечалась неполная занятость и крайне низкая оплата труда, которая обусловлена в основном неэквивалентностью межотраслевых экономических отношений и внутриотраслевым занижением, о чем свидетельствовал рост предельного продукта труда. Повысить занятость на селе можно в первую очередь путем развития альтернативных видов деятельности. И это верно, поскольку подтверждается мировой практикой. Однако в условиях России в переходный период приоритет все же должен отдаваться занятости в сельском хозяйстве и связанных с ним производствах.

Аграрный сектор является системообразующей сферой сельских территорий, и поэтому в развитых странах доходность непосредственно крестьянского труда выше, чем в производстве и социальной сфере, предприятиях переработки и реализации сельхозпродукции. Известно, что это достигнуто за счет значительной государственной поддержки. В настоящее время изменяются формы субсидирования фермеров: поддержка увеличения сельхозпроизводства заменяется содействием сохранению доходов фермеров и развитию сельских территорий.

Реформирование политики государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, что бюджетные выплаты дифференцируются в зависимости от доходов фермеров. Например, в Евросоюзе (ЕС) начали распределять бюджетные средства между ними, исходя из площади земель и природно-климатических условий. Вступившим в 2004 г. в ЕС странам предусмотрены специальные субсидии на адаптацию и реконструкцию сельского хозяйства, дополнительную поддержку производства, находящегося в экстремальных природных условиях.   

Реализация аграрной политики, обеспечивающей сохранение фермерских хозяйств и развитие сельских территорий, включает механизм прямой поддержки уровня доходов сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, субсидируются десятки программ по отдельным направлениям.

Осуществление такой политики есть реальный путь повышения доходности (оплаты) труда и в российском сельском хозяйстве. Пока же применяются разные способы регулирования и поддержки аграрного сектора, но нет главного механизма – прямой поддержки уровня доходов сельхозтоваропроизводителей. Она предусмотрена в проекте «Стратегии развития агропромышленного

Похожие материалы

Информация о работе