Проектирование конструкции плавучих полупогружных буровых установок (по прототипу) и расчёт пассивной системы якорного позиционирования, страница 3

При возрастании скорости ветра и высоты волн установка переходит в режим штормового отстоя. Буровую колонну поднимают и развинчивают. Ппбу связана с устьем скважины гибким шлангом, через который ведут прокачку бурового раствора. Натяжение якорных канатов ослабляют, чтобы уменьшить ветровые и волновые нагрузки. В иностранной литературе такой режим называют “режимом ежегодного шторма”(в качестве расчетных принимают такую скорость ветра и высоту волн, вероятность появления которых – один раз в год).Горизонтальные колебания платформы достигают 7-40% глубины моря. При  дальнейшем усилении ветра и волнения ППБУ переходит в режим “выживания”.В режиме выживания еще более ослабляют якорные цепи, рабирают буровую колонну. С целью уменьшения аппликаты центра тяжести свечи(звенья) буровой колонны укладывают горизонтально на палубу. Откачкой части балласта увеличивают клиренс на 1,5-2,0 м, чтобы избежать ударов волн в нижние конструкции верхнего строения.

Стабилизация ППБУ в процессе бурения обеспечивается за счет резкого уменьшения площади действующей ватерлинии и снижения возмущающих сил, вызываемых волнением .Большие размеры и разнесение стабилизирующих колонн, создающих восстанавливающий момент, позволяют обеспечить остойчивость установки.

В процессе эксплуатации ППБУ имеют три вида осадки :при бурении, в режиме штормового отстоя и на переходе. Осадка при бурении должна обеспечивать: оптимальные значения поперечной и продольной метацентрических высот при заданной проектной палубной нагрузке с учетом обеспечения мягкой реакции на пакет волн, а так же максимального погружения подводных понтонов, чтобы уменьшить влияние орбитальных скоростей присоединенных масс пакета волн; достаточное отстояние верхней палубы от взволнованной поверхности моря, чтобы пропустить волну проектной высоты(последняя определяется пределами хода компенсатора вертикальных перемещений буровой колонны и реакцией установки на вертикальную качку).

Осадка в режиме штормового отстоя определяется из условий обеспечения максимального отстояния верхнего строения от взволнованной поверхности моря для исключения ударов волн по нему, минимальных напряжений в конструкциях установки за счет уменьшения амплитуд ее перемещений, а также минимального ветрового кренящего момента вследствие уменьшения площади парусности установки. Осадка на переходе определяется из условия обеспечения минимального надводного борта для достижения максимальной грузоподъемности, минимального волнового сопротивления и максимальной площади действующей ватерлинии для обеспечения остойчивости и мореходности.


Раздел 3 «Расчёт площади парусности и смоченной поверхности»

Расчёт площадей осуществляется по чертежу

Рис. 3

Площади парусности

S1,S2,S3 – площади опорных колонн

S4 – площадь платформы

S5 – площадь верхнего строения

S6 – площадь буровой вышки

Площади смоченной поверхности

Aк– площади опорных колонн

Aп– площадь понтона


Площадь парусности

По чертежу:

S1=S2=S3= 9,24м2

 S4=32,3м2

 S5=36,24м2

S6=58,95м2

S=3*9,24+32,3+36,24+58,95=155,21м2.

Площадь смоченной поверхности

По чертежу:

Ак= 3*8,1=24,3 м2

Ап=  79,2 м2.


Раздел 4 «Расчёт сил, действующих на плавсредство»

4.1 Расчёт сил воздействия течения и ветра на ППБУ

Равнодействующая ветровых нагрузок

Qw =  ,

где ρ – массовая плотность воздуха (1,29), кг/м3;

w – скорость ветра, м/с. 7 балов Бофорта соответствует 28-33 узлам, w = 33 уз. = 16,96 м/с;

Площадь парусности S:

S= S1+S2+S3+S4+S5+S6;

По чертежу:

S1=S2=S3= 9,24м2 , S4=32,3м2, S5=36,24м2, S6=58,95м2;

S=3*9,24+32,3+36,24+58,95=155,21м2.

Коэффициент лобового сопротивления C1∑:

;

C1 = C2 = C3 = 0,7 – для опорных колонн;

С4=1,1 – для платформы;

С5=1 – для верхнего строения;

С6=0,6 – для буровой вышки.

;

Коэффициент возрастания скоростного напора воздуха по высоте C2∑:

;

;

;  

Таким образом

Qw =

Qw=38987,68.

Величина усилия, действующего на ППБУ, связанного с течением

RT = 0,5ρСТv2Aп ; [H]

где ρ – плотность воды (1025), кг/м3;

СТ – коэффициент сопротивления обтекания конструкции водой;

Для понтона CT=1,6 ; для опорных колонн СТ=1,2;

v – скорость течения (для Чёрного моря 2 уз.), м/с. 2 уз.=1,03 м/с;

AП – площадь проекции подводной части сооружения (наружного контура) на плоскость, нормальную к потоку, м2.

По чертежу:

АП1- площадь проекции понтона = 438 м2;

АП2- площадь проекции опорных колонн = 3*52=156 м2.

RT 1= 0,5*1025*1,6*1,032*32,83=28560,07 Н

RT 1= 0,5*1025*1,2*1,032*156=21420,05 Н

RT = 28560,07+21420,05=49980,12 Н

Суммарная сила воздействия течения и ветра на ППБУ

∑F = RT + Qw = 49980,12+38987,68=88967,8 Н=88,97 кН

4.2 Расчёт жёсткости одиночной линии в статической постановке

Коэффициент жёсткости якорной линии при движении её верхнего конца в горизонтальном направлении представляет собой зависимость

СГ = dTx0/du,

где

где           

H – глубина моря в районе установки ППБУ, м. Для 2го варианта глубина моря – H=50+15*4=110м

q – вес погонного метра якорной цепи (по ГОСТУ), Н/м;

q = mg Н/м; g = 9,8 м/с2;

m = 218 d2/ 10000, кг

d – калибр якорной цепи, мм. D = 76,2.

M = 218*76,22/10000 = 126,6 кг;

q = 126,6 * 9,8 = 1241 Н/м.

Тx0 – предварительное натяжение в якорной цепи, кН.

 Tx0 = 0,5 Рр

где Рр=4650 кН (для цепи калибра 76,2).

Tx0 = 0,5 *4650 = 2325 кН=2325000 Н

Таким образом      

 


Следовательно

Сг = 0,22-(-0,0002)-0,048+0,024+0,023= 1/0,0,220 = 4500 Н/м

4.3 Расчёт суммарной жёсткости якорных связей ППБУ

Рис. 4

Без действия внешних сил равнодействующая предварительных усилий равна нулю.

При симметричной схеме они одинаковые

P0i=Tx0

Суммарный коэффициент жёсткости многоякорной системы плавучего сооружения

Углы αi задаются по рис. α1=22,5о, α2=67,5о, α3=112,5о, α4=157,5о,

С= 2(С1+ С2+ С3+ С4).

С1=  =*0,854+3587*0,146 = 1180,702

С2=  = *0,146+3587*0,854 = 3720,3

С3=  = *0,146+3587*0,854 = 3720,3

С4=  = *0,854+3587*0,146 = 1180,702

С= 2 (1180,702+3720,3+3720+1180,702) = 2*6747,74 = 13495,48 м/Н

4.4 Расчёт максимального горизонтального перемещения плавучего сооружения от действия ветра и морского течения.

 86098,73/13495,48= 6,38 м.

Раздел 5 «Оценка надёжности многоякорной системы удержания плавучего сооружения океанотехники по горизонтальному отклонению морского стояка»

Условие выполняется, следовательно многоякорная система удержания ППБУ обеспечивает необходимую устойчивость.

Вычисление необходимой длины якорной связи.

XЯ = 655 м

Заключение

Расчёт показывает, что использование пассивной многоякорной системы удержания целесообразно для ППБУ.

Выходные данные:

L= 70 м

B= 42 м

d0= 6.6 м

dр= 13.8 м


Список литературы

1)  Б.А. Бугаенко, А.Ф. Галь «Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Океанотехника»» - Николаев 2011 г.

2)  Б.А. Бугаенко, А.Ф. Галь «Плавучие сооружения океанотехники- Николаев 2010 г.

3)  Морские инженерные сооружения. Часть I. Морские буровые установки.

Учебн./ Р.В. Борисов и др. – СПб.: Судостроение, 2003. – 535 с.

4)  Бородавкин П.П. Морские нефтегазовые сооружения. Часть 1. Конструирование. Учебн. – М.: ООО Недра-Бизнесцентр, 2006. 555 с.

5)  Бородавкин П.П. Морские нефтегазовые сооружения. Часть 2. Технология. Учебн. – М.: ООО Недра-Бизнесцентр, 2007. 408 с.