Профессионализм СМИ. Специфика определения профессионализма журналистов. Профессионально – нравственные и моральные черты журналиста

Страницы работы

32 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Обособление журналистики от литературно-творческого процесса и технологизация журналисткой деятельности в наши дни отразились, во-первых, на качестве журналисткой информации: она стала упрощенной с точки зрения стиля, жанровых форм и языка. Во-вторых, - на аудитории, которая стала меньше доверять средствам массовой информации.

Становление журналистики как профессии и ее технологическое совершенствование закономерно подчинено ходу времени. Еще лет 20-30 назад, в советское время, профессию относили к разряду творческих, а журналист считался, в первую очередь, литературным работником. Процессы, происходящие сегодня в обществе, формируют иную журналистику и СМИ в целом.

Одно из последних определений профессионализма, на которое мы будем в дальнейшем опираться, принадлежит профессору Белградского университета Д.Ж. Марковичу: «Профессия – специализированная и институционализированная деятельность, в которую входит совокупность или система работ, выделенных в более или менее однородную целостность в рамках существующего общественного и технического разделения труда, выполняемая индивидами относительно длительное время на основе специализированных способностей (образования и знаний) и обеспечивающая доход для поддержания существования человека»[1]. Тема профессионализма и критериев его оценки – малоисследованна и сложна по своему составу. Невозможно охарактеризовать или дать определение профессионализма СМИ по каким-то универсальным параметрам: технологическому, творческому или этическому. Понимание профессионализма на личностном уровне зачастую противоречит некоему существующему образу, сформированному под воздействием различных идеологий, традиций, стереотипов и других факторов общественного развития.

Чтобы выявить константы профессионализма, следует, во-первых, учесть субъективные факторы. Для журналистской профессии это – некая природная предрасположенность к деятельности: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность). Во-вторых, системность в нашем случае предполагает выделение и рассмотрение ценностей, знаний, умений и навыков.

Для любой профессии важны как моральные ценности, так и ценности компетенции, причём не только «абстрактные привлекательные смыслы» (ситуативные ценности), но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. Ценности как духовные идеи заключены в систему понятий, формируемых в сознании индивида в процессе воспитания в семье, школе, на улице, а затем в вузе, на производстве. Литература, искусство, журналистика (шире – культура) играют в этом огромную роль. Конечные, базовые, «верховные» предпочтения определяют и профессиональные качества. Сегодня дальновидный редактор (работодатель) оценивает прежде всего мировоззренческие установки молодого специалиста. Базовые ценности можно обозначить либо абстрактно (стремление к свободе, искания смысла жизни и т.п.), либо достаточно конкретно, поскольку они определяют поведение и действия (честность, аккуратность и т.п.). Собственно, о второй группе ценностей, имеющих отношение к морали (ответственный и т.п. работник) и компетенции (логичный, здравый), большинство исследователей и ведёт речь при определении составляющих профессионализма.

Цель работы рассмотреть специфику профессионализма СМИ и разговорной речи. Для этого предполагается решить следующие задачи: оценить специфику качества СМИ и разговорной речи.


1.  Профессионализм СМИ

1.1. Специфика определения профессионализма журналистов

На сегодняшний день в сфере массовой информации решающее значение имеет профессиональный уровень. Ни для кого не секрет, что по этому параметру государственные СМИ зачастую существенно проигрывают коммерческим, частным телекомпаниям, радиокомпаниям и газетам, что подтверждается данными опросов.

В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. Мы исходим из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.

В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы исходят из имплицитного понимания профессионализма, подразумевающего высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Но в таком случае, необходимо уточнить используемое понятие «профессиональная деятельность», что позволит избежать неоднозначности его толкования. Как говорил Р.Декарт, «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины

Похожие материалы

Информация о работе