Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки студентов
Лекция № I: Педагогика в системе наук о человеке
1. Объект и предмет педагогики.
2. Базовые категории педагогики.
3. Система педагогических наук.
4. Связь педагогики с другими науками.
5. Методы исследования и задачи педагогики.
1. Объект и предмет педагогики.
С проблемами воспитания, образования и обучения в той или иной степени сталкивается каждый человек – в качестве родителя, учащегося, наставника, преподавателя, организатора, руководителя и т.д. Владение педагогическими навыками необходимо человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Определенный запас этих умений и навыков дает человеку жизненный опыт. Этот запас достаточен для решения повседневных практических задач образования и обучения, семейного воспитания. Но, поскольку такие навыки лишены обоснованности глубины и систематичности, необходимо человеку своем повседневном поведении опираться на знания научной педагогики.
Педагогика – это наука, исследующая закономерности воспитания, образования, обучения и разрабатывающая методики и рекомендации по эффективному применению в практической деятельности знания этих закономерностей.
Существование общества, его функционирование и развитие возможно лишь потому, что каждое вступающее в жизни новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало и приумножало этот опыт и передавало его в более развитом виде своим потомкам.
Любая наука исследует какой-то особый, только ей присущий предмет. Предметом науки является какая-либо область естественных природных и общественных связей, объединяющая большое многообразие вещей, явлений, процессов, связанных между собой общими закономерностями изменений, зависимостей между отдельными частями и т.п. Например, одна из очень древних наук – физика исследует свойства физических тел, законы их изменения, перемещения и др., т.н. предметом физики как науки можно определить общие свойства материального мира. Предметом такой общественной науки, как история, является прошлое человечества, т.е. история изучает, как жили люди в прошлые времена, как изменялись отношения между людьми в обществе, между различными народами, чтобы выявить закономерности, по которым развивается человеческое общество.
Педагогика– одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирование личности: как из ребенка, существа, почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает с закономерностями, свойственными ему, эти закономерности выявляет и изучает педагогика.
Наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного усвоения его младшим поколением, называется педагогикой.
Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагос»: «пейда» – дитя, ребенок, «гогос» – веду, что значит «детоводитель». В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно: педагогами назывались рабы, сопровождающие своего господина в школу, прислуживающие ему на занятиях и вне их. Т.о. слово «педагогика» в буквальном переводе с греческого «детовождение». Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей.
Педагогическая отрасль знания – одна из древнейших. Уже первобытные люди обладали определенными знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения другому (обычаи, традиции, житейские правила). Народная педагогика формировалась на протяжении всей истории человечества.
В особую общественную функцию воспитание выделяется на определенной ступени развития человеческого общества (поздний период рабовладельческого строя), когда производство и науки достигли значительного развития, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится воспитание и обучение детей – педагоги.
Осмысление педагогической практики привело к развитию педагогики как науки. Сначала педагогика развивается в рамках философии. Из системы философских знаний педагогика была впервые вычленена в начале XVII века.
Для определения педагогики как науки необходимо четко обозначить, что именно она изучает, то есть установить объект и предмет педагогики.
Педагогика – это одна из наук о человеке.
Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате деятельности и отношений. Предмет педагогики – сами воспитательные действия и отношения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.