Словарь основных терминов политологии, страница 14

Политическая партия – общественная организация, ставящая своей целью завоевание и удержание политической власти. В развитом промышленном обществе разработан «идеальный тип» партии, согласно которому: партия – это способ политического представительства социальных интересов той или иной общественной группы (класса, страты). И в классической, и в современной партологии (теории партий) преобладает понимание партии исключительно как «избирательной машины». Левые и либеральные теоретики указывают на то, что реально существующие партии не выполняют своей новой «идеальной общественной функции» – быть посредниками между властью и гражданским обществом.

Политическая система – совокупность институтов и норм, объединенных в целостную структуру, выполняющая функции интеграции общества и государства, а также их адаптации к внешней среде.

Политические технологии – набор стандартизированных методов проведения политических, прежде всего, выборных, кампаний. Эти методы включают изучение аудиторий, их сегментацию, разработку плана кампании, постоянный мониторинг за ее ведением, корректировку применяемых моделей, постоянную «обратную связь» с массовыми группами.

Политический класс – см. элита политическая.

Политический маркетинг – комплекс приемов по изучению политического рынка, поведения избирателей, а также методов воздействия на них.

Политический менеджмент – приемы и способы определения сценариев возможного развития, изучения реально существующих властных ресурсов, принятия на основе описанного анализа эффективных политических решений. Профессионализация и бюрократизация властных функций, имманентные (неизбежные) спутники современной социально-политической жизни, требуют превращения лидера в политического менеджера, ответственного и квалифицированного управленца.   

Полупериферия – см. «второй мир»

Популизм – 1) как публицистический термин слово «популизм» используется для характеристики любой демагогии, рассчитанной на массовые группы, и, изредка, практических действий в форме тех или иных «подачек» низам.

2) Популизм (в России – народничество) – это политико-идеологическая концепция, используемая левыми общественными движениями в странах «второго-третьего миров». Ее смысл в стремлении утвердить западные нормы политической и общественной жизни – демократия, равные возможности, гражданственность, диалог верхов и низов, социальные компромиссы, опираясь на институты, рожденные патриархальным обществом (родственные и патронажно-клиентелские связи, традиционный стиль жизни, неприятие социальной мобильности и инноваций).