Конспект лекций по политологии, страница 8

Религиозно-мифологическая традиция – общая характеристика

Преобладает в традиционном патриархальном, аграрном доиндустриальном архаичном обществе.

-Общая характеристика как патриархально-политической жизни, так и патриархально-политической мысли. Нет различия объективной и символической реальности, т.е. жизни и текста

-Отсутствие принципа развития традиция воспринимается как неотрефлексированный (неотраженный, невоспринятый) мировоззренческий принцип

Отсутствие внутреннего двигателя к развитию, нет нацеленности на движение

-Жизнь идет по кругу, иное восприятие времени (прошлое - убежавший день, но догнать его можно)

-Спокойное, осознанно-принятое неравенство людей: расовое, клановое, национальное; преобладают предписанные статусы

-Власти предписано быть властью, власть не нуждается в легитимации, оправдании перед поданными, преобладает авторитет имеющейся власти

-отсутствует социально-политический протест, если он встречается, то носит характер бессмысленного беспощадного бунта, если протест хоть как-то оправдан, то он оправдан ссылками на светлое прошлое

Христианская политическая мысль, общая характеристика

В европейской культуре интеллектуальный теоретический выход за рамки патриархальности – это христианство. 4 евангельский тезиса которые четко не патриархальные, направлены на развитие, на поиск, на творчество:

  1. Линейный ход общечеловеческой истории(сотворение мира, сотворение человека, грехопадение, жизни на земле
  2. Равенство людей
  3. Кесарю – кесарево, Богу – Богово (власть кесаря неабсолютна)
  4. свобода воли – ранний католический мыслитель Августин Аврелий (354-430) писал в 5 веке о «граде Божьем), реагируя на падение римской империи (410 г.), «молот еретиков). Августин на словах признает единый линейный ход общечеловеческой истории («стрела времени»), на словах признает равенство людей, но жестоко расправлялся с еретиками, первая важнейшая идея «о граде божьем» – разграничение власти Бога и власти кесаря, град земной не тождественен политическому государству, царству кесаря, град божий не тождественен вселенской католической церкви, земное царство может стать частью божьего града, если земной владыка следует божьим заповедям
    -свобода воли – каноническое обоснование свободы воли, Августин решает проблему теодицеи (тео – бог, дике – справедливость) – богооправдание. Для монотеизма другого решения нет – вина человека, человек ответственен, человек выбрал зло, был выбор значит и свобода воли.