|
|
(4.2) |
есть комплексный коэффициент передачи на частоте
.
В формуле (4.2)
-зависимость
модуля комплексного коэффициента передачи от частоты, называется амплитудно-частотной
характеристикой (АЧХ), а
-зависимость от
частоты фазового угла комплексного коэффициента передачи, называется фазочастотной
характеристикой (ФЧХ) цепи.
Любая из приведенных выше характеристик, полностью отражает свойства цепи. Следовательно, любая характеристика может быть получена из другой с помощью преобразований.
Зависимость между характеристиками определяется следующими соотношениями:
|
|
(4.3) |
т.е. комплексный коэффициент передачи может быть получен из
передаточной функции путем замены оператора
на
.
Частотная и импульсная характеристики связаны между собой парой преобразований Фурье:
|
|
-прямое преобразование Фурье; |
|
|
-обратное преобразование Фурье. |
Наконец, импульсная и переходная характеристики связаны друг с другом соотношениями:
;

4.2 Расчет передаточной функции
В общем случае выражение передаточной функции имеет форму
дроби, числитель и знаменатель которой являются полиномами, зависящими от
оператора
(
- комплексная
частота).
|
|
(4.4) |
Степень
полинома знаменателя
равна
порядку анализируемой цепи, т.е. числу реактивных элементов в ней. В числителе
ряд коэффициентов при старших степенях
могут быть равны
нулю и степень полинома
может
быть меньше степени
.
Расчет передаточной функции согласно выражению (4.4)
сводится к расчету коэффициентов полинома числителя
и знаменателя
. Для этого
воспользуемся уравнениями состояния и выхода анализируемой цепи:
|
|
(4.5) |
|
|
(4.6) |
Отличия данных выражений от ранее приводимых (3.2) и (3.3)
состоит лишь в том, что вместо вектора
здесь используется
скалярная величина
.
Представим входящие в уравнение переменные их изображениями по Лапласу. Тогда получим:
|
|
(4.7) |
|
|
(4.8) |
Решим выражения (4.7) относительно
. Группируя члены,
содержащие
, имеем:
, откуда:
![]()
Подставим это выражение в (4.8):
, откуда:
|
|
(4.9) |
Данное выражение может быть использовано для построения
алгоритма вычисления передаточной функции
. Основная трудность
вычисления этого выражения состоит в нахождении обратной матрицы
. Рассмотрим метод
вычисления такой матрицы, называемой методом Леверрье-Фадеева.
Дана квадратная матрица
(этим условиям
удовлетворяет матрица
уравнения
состояния реальной схемы)
-го
порядка. Все полученные в ходе вычислений матрицы будут также квадратными
матрицами
-го порядка. Примем
и
, проводим
вычисления по следующей схеме:
|
|
(4.10) |
Последнее выражение – тождество, которое можно использовать для проверки безошибочности проведенных вычислений.
В схеме вычислений в выражениях для
использована
операция нахождения следа матрицы, обозначенная символом
(сумма элементов
главной диагонали).
Через величины, значения которых рассчитываются в схеме Леверрье-Фаддеева можно найти характеристический полином анализируемой цепи:
![]()
и
значение обратной матрицы
,
входящей в выражение (4.5) передаточной функции
:
|
|
(4.11) |
Пример 4.1. Рассчитаем передаточную функцию цепи, приведенной на рисунке 2.1.
Возьмём матрицу
из
уравнения состояния для данной схемы:
,
![]()
и выполним действия в соответствие с алгоритмом вычислений (3.10):
;
;
;
;
;

;

;
;


;
;


Равенство (4.10) выполняется. Это подтверждает правильность сделанных вычислений.
Пользуясь результатами вычислений находим необходимую для вычисления передаточной функции величину:



Положим, что входным источником является источник
, источники
и
из схемы исключаем.
Это приводит к исключению из матрицы
соответствующих
им столбцов, т.е. в матрице
останется
только первый столбец:

Значения коэффициентов
и
получим из уравнения
выхода. В качестве
возьмем
напряжение на резисторе
,
т.е.
. Так как
, то
коэффициент
будет скаляром
(значения
и
) были найдены
ранее, при формировании уравнения выхода). Итак:
;
![]()
Подставив найденные значения в (4.9), окончательно получим:
![]()




|
|
(4.12) |
Сравнивая полученные значения
с выражением (4.4)
делаем вывод, что коэффициенты передаточной функции
равны
соответственно:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.