Идеи Людвига Витгенштейна
- 
правила использования языка не всегда могут быть сформулированы в явном виде
 
- 
правила не являются субъективными, т.е. невозможен «приватный» язык
 
- 
действие (высказывание) является определенным правилом, если другие люди могут опознать его как правильное или ошибочное
 
- 
в обществе должно существовать согласие относительно того, что считать правильным
 
- 
Как возможно согласие?
 
Эмиль Дюркгейм (Durkheim) (1858-1917)

- 
франц. социолог и философ
 
- 
профессор ун-тов В Бордо и Париже
 
- 
основатель и глава франц. соц. школы
 
- 
работы:
 
- 
«Самоубийство»,
 
- 
«Социология и теория познания»,
 
- 
«Детерминация моральных фактов» и др.
 
Идеи Эмиля Дюркгейма
- 
исследовал проблему социальной солидарности
 
- 
Провел различие между техническими правилами и моральными нормами:
 
- 
технические правила соблюдаются из-за последствий, т.к. их нарушение ведет в неудаче действия
 
- 
моральные нормы соблюдаются в силу авторитета и санкций, и имеют священные основания
 
Идеи Эмиля Дюркгейма
- 
пытается прояснить истоки священного
 
- 
в религии различает верования и ритуальные практики
 
- 
верования – проявление сверхиндивидуального, коллективного сознания (представления о социальных нормах) в форме символов
 
- 
ритуальные практики – имеют характер предписаний и обеспечивают интеграцию (единство) общества, они первичны
 
Группа журнала «Праксис»/ «Философия практики»
- 
представители: М. Маркович. С. Стоянович, Г. Петрович
 
- 
ввели термин «постмарксизм»
 
- 
подвергли критики:
 
- 
нормативную концепцию человека
 
- 
идею упразднения и усиления государства (этатизм)
 
- 
понятие «общественно-экономической формации»
 
- 
идею прогрессивного развития общества
 
- 
идею возможного полного разрешения социальных противоречий
 
Психоаналитическое направление
- 
синтез социальной проблематики марксизма и психоанализа
 
- 
представители: Г. Маркузе, Э. Фромм
 
Герберт Маркузе (Marcuse)  (1898-1979)
- 
нем.-амер. философ и социолог
 
- 
идеолог «молодежной революции»
 
- 
работы:
 
- 
«Эрос и цивилизация»,
 
- 
«Одномерный человек»
 

Суть позиции
- 
критикует положения психоанализа
 
- 
современное западное общество называет репрессивной цивилизацией
 
- 
причина – неравномерное распределение нужды между социальными группами
 
- 
выдвигает идею «Одномерного человека» и «Великого отказа»
 
- 
высвобождение желаний в сфере искусства
 
- 
ставит вопрос о движущих силах социальных изменений
 
Структуралистское направление
- 
совокупность направлений в социально-гуманитарном познании, связанное с выявлением структуры
 
- 
структура -  совокупность отношений между элементами целого, сохраняющее устойчивость при разного рода преобразованиях
 
- 
представители: К.Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Лакан, Л. Альтюссер
 
Луи Пьер Альтюссер (1918-1990)
- 
франц. философ
 
- 
профессор парижской Эколь Нормаль
 
- 
работы:
 
- 
«За Маркса»,
 
- 
«Идеология и идеологический аппарат государства»,
 
- 
«Читать «Капитал»
 

Суть позиции
- 
ключевые понятия: практика, сверхдетерминация, целое
 
- 
практику различает: экономическую, политическую, идеологическую, теоретическую
 
- 
противоречия всегда детерминировано  социальной структурой как целым
 
«Деконструкция»


- 
Франц. deconstruction
 
- 
Предложено Мартином Хайдеггером
 
- 
Введено в научный оборот Жаком Лаканом
 
- 
Теоретически обоснованно Жаком Деррида
 

Деконструктивистское направление деконструкция - 
- 
внимание к структурами и процедура расслоения, разборки и разложения лингвистических и логоцентрических структур
 
- 
основные объекты деконструкции – знак, письмо, текст, чтение, метафора, бессознательное и др.
 
Деконструктивистское направление Йельская школа 
- 
философско-литературоведческая школа, сложившаяся в 1970-е гг. в Йельском ун-те.
 
- 
представители: Х. Блум, П. де Ман,
 
- 
Д. Хартман, Дж. Х. Миллер.
 
- 
второе поколение – Ф. Джеймисон
 
- 
литературная критика включается в широкий культурологический контекст, вбирающий религиозные, политический, экономический аспекты, образующие в совокупности «социальный» текст
 
Фредрик Джеймисон (1934-…)
- 
амер. философ и литературовед
 
- 
смысл произведений искусства  - выражение общественных коллизий,
 
- 
культурный текст – аллегорическая модель общества как целого
 
- 
«Символическое производства» обладает идеологией
 
