Макс Хоркхаймер (Horkheimer) (1895-1973)
-
нем. социолог и философ
-
работы:
-
«Традиционная и критическая теория»
-
«Диалектика просвещения»,
-
«Критическая теория»
«критическая теория» -
-
термин указывает, что человеческая действительность (социальная практика) есть результат общественного производства, в ходе которого меняется не только мир, но и видение человеком мира
Теодор Адорно (Adorno) (1903-1969)
-
критика буржуазного общества и характерного для него рационализма
-
человеческий разум становиться жертвой своих притязаний на господство, которое оборачивается несвободой и новыми формами зависимости
Юрген Хабермас (Habermas) (1929-…)
-
нем. философ и социолог
-
автор теории коммуникативного действия
-
работы:
-
«Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью»
Два типа социологических теории:
-
Традиционная теория –
-
задача: воспроизведение социального бытия по образцу естественных наук, т.е. выявление закономерностей;
-
цель: образование согласованной системы понятий и подведение предметного содержания под мысленные конструкции;
-
Критическая теория –
-
задача: осознание невозможности подведения единичного под общие законы;
-
цель: признание противоречивого характера социальной реальности
Критическая теория: Теория коммуникативного действия
-
Задача: описать альтернативные социальные структуры, которые не обрели институционального оформления в современном обществе;
-
Осуществляет синтез концепций – Дж. Г. Мида («Сознание, личность и общество»), Л. Витгенштейна,
-
Э. Дюркгейма
-
Выделяются два типа действия:
-
целенаправленное – образует «систему»
-
коммуникативное – основа «жизненного мира»
-
Современное общество демонстрирует скрытое доминирование «системы» над «жизненным миром»
-
Последствия: аномия, отчуждение
-
Подлинная интеграция общества возможна на основе «коммуникативного» поведения
Целенаправленное действие
-
ориентировано на достижение цели:
-
субъект – индивид, вне его связи с другими;
-
результат – реализация цели;
-
подразделяется на:
-
инструментальное действия – ориентировано на вмешательство в комплекс обстоятельств и событий
-
стратегическое – цель – манипулирование другими индивидами посредством вознаграждения, угрозы, обмана (аномия)
Коммуникативное деятельность
-
взаимодействие двух или более субъектов, т.е. социально
-
цель – достичь взаимопонимание
-
результат – разделяемая всеми участниками интерпретация, понимание общей ситуации
-
как возможна коммуникация?
-
как возможно взаимопонимания?
Коммуникативное действие
-
Говорящий выдвигает притязание на значимость своего высказывания
-
Внешний мир дифференцируется на:
-
объективный мир – существующее положение вещей – высказывания претендуют на истинность (ассерторическое)
-
социальный мир – совокупность легитимно регулируемых межличностных отношений – высказывания подразумевают притязания на нормативную правильность (нормативное)
-
внутренний мир – совокупность переживаний – притязания на правдивость и искренность (экспрессивное)
-
притязание на значимость связаны с доводами и основаниями, убеждениями
-
Как это возможно? Что может являться основанием?
Джордж Герберт Мид (Mead) (1863-1931)
-
амер. философ
-
изучал философию в Гарвардском ун-те
-
профессор Чикагского ун-та, руководитель философского факультета
-
работы:
-
The Philosophy of the Present
-
Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist
-
The Philosophy of the Act
Идеи Джорджа Герберта Мида
-
в развитии форм коммуникации выделяет три стадии:
-
взаимодействие опосредованное жестами;
-
символически опосредованное взаимодействие («сигнальное поведение»);
-
лингвистически опосредованное, нормативно направленное взаимодействие
-
Переход от одной стадии к другой объясняет механизмом «принятие установки другого», т.е. следование правилам
-
Как возможно следование правилам?
-
Как возможно лингвистически опосредованное взаимодействие?
Людвиг Витгенштейн (Wittgenstein) (1889-1951)
-
австр. Философ
-
профессор Кембриджского университета
-
ввел понятие «языковые игры»
-
работы:
-
«Логико-философский трактат»,
-
«Философские исследования»,
-
«О достоверности»,
-
«Лекции об этике» др.