- Виды речей определяются с учётом функции, которую выполняет речь с социальной точи зрения, ситуации выступления, темы и цели.
4
Виды речей
-
Социально-политические:
-
выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, которые реализуются в парламенте, на митингах, общественных собраниях и т.п.
5
Виды речей
-
Академические:
-
учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.
-
Судебные –
-
речи, произносимые участниками судебного процесса (прокурором, адвокатом и др.).
6
Виды речей
-
Социально-бытовые:
-
развлекательные (эпидейктические), приветственные, юбилейные, застольные, поминальные, похвальные и др.
-
Богословско-церковные – проповеди, речи на соборе.
7
Определите тип следующей речи
«Нищета – это такая же болезнь на теле общества, как проказа была болезнью человеческого тела. Нищета может исчезнуть, как исчезла проказа. Уничтожить нищету! Да, это вполне возможно! Законодатели и правители должны неустанно думать об этом, так как до тех пор, пока в этой области не сделано все возможное, их долг остается не выполненным…» (В. Гюго).
8
Определите тип следующей речи
«Господа! Человек, которого только что опустили в эту могилу, был один из тех, кого в последний печальный путь провожает весь народ. В наши времена мнимого величия не существует. Взоры теперь прикованы уже не к тем, кто царствует, а к тем, кто мыслит, и когда кто-нибудь из мыслителей уходит от нас, его смерть волнует всю страну… Имя Бальзака ярким лучом вольется в ту полосу света, которую оставит после себя наша эпоха… Господин де Бальзак был один из первых среди великих, одним из лучших среди избранных» (В. Гюго).
9
Определите тип следующей речи
-
Терпеливая парта! Не тот ли, кто, просидев за тобой десять лет и кому ты стала теперь не нужна, удивляется, почему произносится столько слов и ком – о парте, совершенно неодушевленном деревянном предмете…
10
Каковы цели публичной речи?
Основная цель ПР – влияние на аудиторию. Донести до неё необходимую информацию, эмоционально подготовить к предстоящему событию, поднять настроение, управлять поступками людей. Эти цели требуют от оратора определённого мастерства.
11
2. Оратор и его аудитория
-
Оратор
-
(лат. «orator» - «orare» - говорить) тот, кто произносит речь, выступает с речью, кто обладает даром красноречия;
-
вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить (В. И. Даль).
12
Типы ораторов
-
Ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений.
-
Ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.
13
Известные ораторы
-
Александров Петр Акимович (1838 – 1893).
-
Речи отличались тщательностью отделки основных положений, внутренней согласованностью частей. Произносил он их тихо, убедительно, с большой внутренней силой.
14
Известные ораторы
-
Ключевский Василий Осипович (1841-1911)
-
Говорил всегда неторопливо, что позволяло студентам записывать лекции почти слово в слово. Лекционное мастерство заключалось и в музыке его речи, богатстве интонаций и фразировке, артистическом перевоплощении на кафедре в зависимости от рассказываемого сюжета, удивительности и красоте русского языка, чеканности произношения.
15
Известные ораторы
-
Ельцин Борис Николаевич (1931 - 2006)
16
Аудитория (слушатели)
Аудитория («auditor» слушатель) – пространственно расположенная группа людей, объединённых интересом к предмету речи, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия высказывания.
17
-
Важнейшее условие эффективности ПР – контакт со слушателями. Он предполагает общность психического состояния оратора и аудитории на основе:
-
совместной мыслительной деятельности (интеллектуального сопереживания, решения одинаковых вопросов);
-
эмоционального сопереживания (оратор и его аудитория должны испытывать сходные чувства).
18
Главными показателями взаимопонимания является положительная реакция на слова выступающего (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая тишина» в зале.
19
Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
-
Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное содержание выступления.
-
Личность оратора, его репутация.
-
Внешний вид.
-
Невербальные средства, поза, взгляд выступающего.
-
Заинтересованность речью.
20
Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
-
Харизма оратора.
-
Интересная форма преподнесения материала.
-
Произнесение речи (словесная импровизация).
-
Различные коммуникативные умения.
21
Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
-
Учёт особенностей аудитории:
-
Однородность/неоднородность аудитории: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и др.
-
Количественный состав: многочисленная/немногочисленная аудитория: заражение, подражание, конформизм.
22
-
Чувство общности аудитории, которое проявляется в определённом настрое слушателей.
-
Мотив действия слушателей: мотивы интеллектуально-познавательного плана (приходят, т.к. интересует тема выступления); мотивы морального плана (обязаны присутствовать на мероприятии); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор).
23
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
-
Определение темы речи:
-
Исходить из личного опыта, знаний по выбранной теме.
-
Учитывать интерес слушателей.
-
Правильно формулировать тему (отражение содержания речи, конкретизация