Твердые бытовые отходы и их классификация. Понятие твердых бытовых отходов. Классификация твердых бытовых отходов

Страницы работы

105 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Полномочия субъектов РФ в области обращения с твердыми бытовыми отходами

Экологическое законодательство входит в совместную компетенцию Российской Федерации и её субъектов (статья 72 Конституции РФ). Поэтому субъекты Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (статья 76 Конституции РФ). Оно не должно противоречить законам РФ; в противном случае действуют законы РФ. [9]

Основные полномочия субъектов РФ в области обращения с твердыми бытовыми отходами закреплены в Федеральных Законах РФ «Об охране окружающей среды» [10] и «Об отходах производства и потребления» [3]. Кроме того, данным Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» установлено, что субъекты Российской Федерации могут осуществлять иные полномочия в области обращения с твердыми бытовыми отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в области обращения с твердыми бытовыми отходами. Следовательно, субъекты РФ с учетом экологической обстановки в регионе имеют право своими нормативно-правовыми актами расширять полномочия в области обращения с твердыми бытовыми отходами, предоставленные им указанным Федеральным Законом, что не противоречит Конституции РФ.

2.1.3 Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми бытовыми отходами

Закон «Об охране окружающей среды» прямо не указывает полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми бытовыми отходами.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми бытовыми отходами уточнены Федеральным Законом от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К ведению муниципальных образований отнесены вопросы местного значения, в частности организация утилизации и переработки твердых бытовых отходов (статья 6). [11]

ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит отдельную статью «Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами», которая закрепляет, что органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. [3]

Статья 22 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам. [12]

Следовательно, органы местного самоуправления могут наделяться полномочиями в области обращения с отходами как законодательством Российской Федерации, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

По Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и перечисленные выше их полномочия являются их собственными, предназначенными для удовлетворения местных нужд населения. Но Конституцией РФ предусматривается наделение законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. [9]

2.2 Государственная система охраны окружающей среды от твердых бытовых отходов

Согласно ГОСТ 17.0.0.01. – 76, охрана природы – это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. [13]

Обеспечение охраны окружающей среды от отходов производства и потребления является целью государственной системы охраны окружающей среды. Эта система предназначена для решения следующих основных задач: осуществление государственного контроля за безопасным обращением[2] отходов; исключение вредного воздействия отходов на окружающую среду и другие.

Государственная система охраны окружающей среды от отходов производства и потребления включает: подсистему государственного экологического контроля обращения отходов; подсистему мероприятий, исключающих вредное воздействие отходов на окружающую среду; подсистему мероприятий по сокращению образования отходов за счет применения без- и малоотходных технологий; подсистему мероприятий, обеспечивающих максимальное использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов.

Функционирование системы обеспечивают: МПР России; территориальные органы МПР России. Они выполняют следующие функции: сбор информации по вопросам обращения отходов; обработка и анализ информации по учету образования и использования отходов в РФ; разработка нормативно-методической документации по вопросам безопасности обращения отходов; разработка стандартов в области охраны окружающей среды от отходов производства и потребления и другие.

Государственная система охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в своей деятельности опирается на законодательство Российской Федерации.

2.3 Федеральное законодательство в области обращения с твердыми бытовыми отходами

До начала шестидесятых годов двадцатого века природоохранное законодательство развивалось путем накопления нормативного материала об охране отдельных природных ресурсов и обращение с отходами производства и потребления отражалось в виде общих фраз, но четкое регулирование данного вопроса отсутствовало. Единственное, что устанавливалось в различных нормативно-правовых актах того времени (Основах земельного, водного законодательства Союза ССР и союзных республик и другие), - это обязанность предприятий и организаций осуществлять очистку и обезвреживание промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов, например, в статье 12 Закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» [14]. Развитие и становление нормативно-правовой базы в области обращения

Похожие материалы

Информация о работе