Рекуперативные преобразователи частоты со звеном постоянного тока для трехфазных асинхронных двигателей, страница 3

Применение IGBT с более высокой частотой переключения в совокупности с микропроцессорной  системой управления в преобразователях частоты снижает уровень высших гармоник, характерных для тиристорных преобразователей. Как следствие меньшие добавочные потери в обмотках и магнитопроводе электродвигателя,  уменьшение нагрева электрической машины, снижение пульсаций момента и исключение так называемого «шагания» ротора в области малых частот. Снижаются потери в трансформаторах, конденсаторных батареях, увеличивается их срок службы и изоляции проводов, уменьшаются количество ложных срабатываний устройств защиты и погрешности индукционных измерительных приборов.

Преобразователи на транзисторах IGBT по сравнению с тиристорными преобразователями при одинаковой выходной мощности отличаются меньшими габаритами, массой, повышенной надежностью в силу модульного исполнения электронных ключей, лучшего теплоотвода с поверхности модуля и меньшего количества конструктивных элементов [3].

Транзисторные модули содержат два, четыре, шесть или семь транзисторов в одном корпусе. Каждая пара в таких модулях включена по схеме двухтактного усилителя и имеет диоды, шунтирующие коллектор и эмиттер при воздействии ЭДС самоиндукции. В состав модуля также входит узел, защищающий его и управляемое устройство от чрезмерных токов, перегрева и от выхода напряжения питания за пределы нормируемого диапазона. Выполненные по интегральной полупроводниковой или гибридной технологии, в едином технологическом процессе вместе с самими IGBT-транзисторами, такие элементы обладают более высокой надежностью, нежели IGBT-транзисторные модули и защитные цепи, сформированные на печатном узле из дискретных элементов [5].


В качестве нагрузки возьмем 17 асинхронных двигателей 5АИ 180 S2 с короткозамкнутым ротором с параметрами:

Номинальная мощность

22 кВт

Номинальное напряжение

220/380 В

Скольжение

4 %

Частота вращения (синхронная)

3000 об/мин

КПД

90,5 %

cos φ

0,9

φ

30 град

Произведем расчет Т-образной схемы замещения двигателя (рисунок 5).

Рисунок 5 - Т-образная схема замещения двигателя

При номинальном режиме

,

 А.

Результаты опыта короткого замыкания

 


Pk = 25 кВт, Ik = Iн, Uk = 55B.

,

 Ом,

,

 Ом,

,

 Ом.

 Ом,

 Ом,

 мГн.

Результаты опыта холостого хода

P0 = 12,5 кВт, I0 = 153 А, U0 = Uн.

,

 Ом,

,

 Ом,

,

 Ом.

 Ом,

 Ом,

 мГн.

Сопротивление фазы двигателя

 Ом.

 Ом,

 Ом,

,

 мГн.

По результатам расчетов выберем полумостовой IGBT-модуль MG800J2YS50A (2 транзистора) фирмы TOSHIBA с параметрами

Напряжение коллектор-эмиттер     VCES, В

600

Ток коллектора  IC, А

800

Для управления модулями возьмем трехфазный мостовой драйвер IR2133 с параметрами

Напряжение, В

600

Время вкл/выкл, нс

750/700

Время паузы, нс

250


Рассмотрим принцип действия схемы при наличии нулевого провода, при этом трехфазная мостовая схема АИН превращается в три однофазные полумостовые независимые схемы. Поясним принцип ШИМ на примере однофазного инвертора напряжения в фазе А, получающего питание от источника постоянного напряжения, образованного выпрямителем и фильтром с двумя одинаковыми конденсаторами (рисунок 6).

Рисунок 6 – Структура однофазного инвертора с ШИМ

Активно-индуктивная нагрузка включена между средней точкой источника и точкой соединения электронных ключей 1 и 4, образованных IGBT-транзистором и диодом обратного тока. На вход системы управления подается синусоидальный  сигнал управления uу и треугольное опорное напряжение uоп. Эти сигналы сравниваются компаратором: если  uу > uоп, то на выходе компаратора напряжение +Um, иначе 0. Затем полученный сигнал подается на электронные ключи: на ключ 1 – непосредственно, на ключ 4 – через инвертор. Таким образом, если uу > uоп, то замыкается ключ 1 и к нагрузке прикладывается напряжение +0,5Ud, если uу < uоп, то замыкается ключ