Звукоизоляция помещений.
Звуковой фон в помещении состоит из 4 составляющих:
1. Шум, проникающий из смежных помещений;
2. Структурный звук. Это звук, который распространяется по основным конструкциям; шумы от машин;
3. Технологический шум – шум от оборудования, установленного в студии;
4. Воздушный шум – шум от кондиционеров и вентиляторов.
Iпад l<D, D – размер перегородки.
- коэффициент звукопроводности
, (8.1)
Звукоизоляция перегородки определяется по следующей формуле:
, (8.2)
где соответственно уровни интенсивности звуковых волн, падающих и проходящих через перегородку. Звуковые волны претерпевают отражение, поэтому в помещении J увеличивается.
- мощность источника звука для прошедших колебаний
, (8.3)
- звуковая энергия
, (8.4)
где – площадь перегородки;
А – фонд поглощения;
– площадь всей поверхности.
- уровень звука, выражающийся через плотность энергии
, (8.5)
- интенсивность, ()
, (8.6)
- уровень интенсивности звуковых волн, прошедших через перегородку
, (8.7)
, (8.8)
- уровень интенсивности звука в помещении
, (8.9)
- приращение уровня интенсивности в помещении из-за отражений от ограничивающих поверхностей помещения
,
- разница между уровнями звука в помещении с внешней стороны ограничивающих конструкций называется изоляцией помещений
, (8.10)
где – уровень звука снаружи помещения.
,
С внешней стороны . Если рассмотреть выражение (8.10) и подставить в него выражение (8.9), то получим:
, (8.11)
Значит звукоизоляция помещений – это звукопроводность ограждающих конструкций и поправка на увеличение уровня интенсивности прошедшего звука из-за отражения от внутренних поверхностей помещения.
, (8.12)
где – проводимость перегородки;
– общее поглощение помещения.
В гулком помещении звукоизоляция снижается вследствие увеличения шума и вследствие отражения. В заглушенном помещении звукоизоляция определяется только звукопроводностью перегородки.
Если перегородка сложная, состоит из разных материалов с различной звукопроводностью, тогда:
, (8.13)
Значит звукоизоляция помещений определяется отношением фондов.
Виды переноса звуковых колебаний:
1. Воздушный перенос (через поры и щели);
2. Материальный перенос (через материал перегородки);
3. Мембранный перенос (через пперечные колебания перегородки).
Звукопроводность перегородок с учетом всех видов переноса звуковых колебаний Таблица 1
Материалы и конструкции перегородок |
Толщина, мм |
, дБ |
Плотная кирпичная кладка (1,5 кирпича) |
140 |
47 |
То же в два кирпича |
520 |
59 |
Стекло (одинарное) |
6 |
31 |
Доска (дуб) |
45 |
27 |
Войлок |
100 |
19 |
Окно двойное |
25 |
|
Дверь двойная |
27 |
Для стен из однородного материала плотностью р £ 200 кг/м2 ,то звукоизоляция
, (8.14)
А если r > 200 кг/м2 ,то звукоизоляция
, (8.15)
Эти соотношения выведены экспериментально и они справедливы в диапазоне частот [500¸1000]Гц. Если частота меньше 500 Гц, то
. (8.16)
Студии звукового и телевизионного вешания (радиостудии).
Радиостудии делятся на типы в зависимости от объема V:
1. большие концертные (3000¸6000) м3;
2. средние концертные (1500¸3000) м3;
3. малые концертные (700¸1500) м3;
4. камерные (200¸500) м3;
5. речевые (50¸100) м3;
6. музыкально-драматические (радио и кинотеатры V>1000 м3), например, теле-, радиодома.
В телевизионных студиях деление такое же.
Рис 1. Зависимость оптимальной реверберации от объема студий
1 - речевые передачи;
2 - малые музыкальные формы;
3 - концертные программы; — аналитическая зависимость.
Время реверберации должно быть в малых студиях = 0,75 с , в больших = 1,7 с .И не должно зависеть от объема помещения. Учтено, что микрофоны в студиях находятся ближе к исполнителю, чем слушатель, находится в театре. Значит эффективная реверберация, воспринимаемая через микрофон, будет меньше, чем при непосредственном слушании, хотя объемы могут быть равны.
Одно из важных требований к студиям - наличие диффузного поля или по возможности близкого к диффузному.
Трудно это из-за того, что Т мало, поэтому велико. Приближение к диффузности достигается звукорассеивающими конструкциями. Для студий Топт больше на 0,15 с, чем для концертных залов с тем же объемом в расчете на уменьшение эквивалентной реверберации из-за приближения микрофона к источнику звука.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.