Звукоизоляция помещений. Мощность источника звука для прошедших колебаний. Уровень интенсивности звуковых волн, прошедших через перегородку, страница 2

Рис 2. Частотная зависимость оптимальной реверберации:

1 - для музыкальных программ;

2 – для речевых передач.

Для области 1:

Необходим небольшой подъем в сторону НЧ и Т=1,5¸1,6 с. Для студий допускается равномерная характеристика в этом диапазоне, но не допускается снижения в области НЧ. На ВЧ небольшой подъем необходим (до 40%), но для больших студий допускается и равномерность характеристики на ВЧ или даже спад, но не ниже 1с.

Для области 2:

Топт = 0,4¸0,5 с . для больших студий Топт = 0,5¸0,7 с. Небольшой спад (до 30%) в сторону ВЧ и НЧ. На НЧ подъем не допускается.

Заглушенная студия Т=0,2 ¸0,4 с - в литературно-драматическом блоке для создания  эффективной передачи из открытого пространства.

Гулкая студия Т=3¸3,5 с – вокзал, церковь.

Звукоизоляция студий.

Звукоизоляция определяет максимально допустимый уровень акустических шумов, ограничивающий передаваемый динамический диапазон сигнала снизу.

Рис. 3. Допустимый уровень звукового давления шума:

1 - в радиовещательных студиях;

2 - в телевизионных студиях.

30 дБ – максимально допустимый уровень в студии.

Lв= 20 фон – уровень громкости, которому соответствует допустимый уровень шума (30 дБ). 

            Меры по уменьшению шума в студиях:

1.  Размещение студий в тихих местах;

2.  размещение студий на первом или цокольном этажах;

3.  Установка в студиях двойных дверей и стен;

4.  Наличие в студиях «плавающих полов» и подвесных потолков;

5.  Аппаратная отделена  просмотровым окном с непараллельными стеклами.


Электроакустическое оборудование студий:

1.  Микшерный пульт записи и монтажа;

2.  Вещательные микшерские пульты;

3.  Ревербераторы;

4.  Громкоговорители;

5.  Микрофоны. АРУ, измерители, ревербераторы.

Микшерный пульт (в него входит до 20000 блоков) – производит регулировку уровня от отдельных источников, смешивание сигналов, изменение частотного спектра сигнала, изменение уровня сигнала, регулировку уровня и динамического диапазона. Может изменять окраску звучания при помощи приспособления регулировки искусственного времени реверберации.

Устройства регулирования времени реверберации.

1.  Эхокамера.

Т=const; а значит эффект гулкости вводят в передачу путем изменения соотношения между основным и подмешиваемым сигналом. Объем камеры = 120 м3,Т > 7с. Стены не параллельны и покрыты твердыми материалами.

Способ получения искусственной реверберации с помощью эхо-камер дорогой и громоздкий.

2.  Магнитный ревербератор.

Обычно представляет собой магнитофон, у которого одна записывающая, одна стирающая и несколько воспроизводящих головок. Они смещены относительно первой головки (записывающей) на разные интервалы. Создаются многократно повторяющиеся сигналы с запаздыванием по отношению к основному. Эти сигналы вводятся в основной канал передачи и Т меняется от 0,5 до5 сек. В основном используется для речевых передач (в основном для имитации шумов).

, где -время задержки  (1-длина пленки, v-скорость движения ленты), q – модуль коэффициента обратной связи по амплитуде.

3.  Листовой ревербератор.

Это большой металлический лист(обычно стальной), толщина которого 0,4¸0,5 мм, размеры 1,5x2 м, подвешен вертикально и закреплен в углах рамы. Для получения реверберации используют изгибные колебания. Колебания возбуждаются электродинамическим преобразователем с ионическим острием, приваренным к листу. Этот лист стоит у поглощающей конструкции. С одной стороны приварен громкоговоритель. И с листа снимаются серии затухающих колебаний, отраженных от границ листа. К удаленной точке прикреплен звукосниматель. Механические колебания превращаются в электрические и передаются в основной канал. Т = 0,6¸16 сек. Т изменяется путем приближения или удаления от поглощающей стены. Чем ближе, тем Т меньше.

Т = 0,6-6 с

                                                                      Тmax =   {16 c  на НЧ;

2 с    на ВЧ}

При большом расстоянии от  поглотителя.

;

 – показатель затухания;

М – масса единицы поверхности листа;

r – активная составляющая сопротивления излучения.

4. Амбиофонические системы.

В амбиофонических системах используют акустическую обратную связь, возникающую в том же помещении, откуда ведется передача, поэтому ее действие ощущают и сами исполнители. Кроме основных микрофонов а студии устанавливают не менее двух дополнительных микрофонов, удаленных от исполнителей. Сигнал от них подают в раздельные каналы звуковоспроизведения с громкоговорителями, находящимися в той же студии в разных ее точках. Излучение громкоговорителей имитирует отраженные лучи. Эти отраженные лучи воспринимаются дополнительными микрофонами и вновь подаются на громкоговорители. Многократное повторение отзвуков создает увеличение времени реверберации помещения по отношению к собственному Т5-7сек. в сильно заглушенной студии. Для уменьшения числа громкоговорителей применяют комбинированную акустическую систему с магнитным ревербератором с подачей обратной связи через помещение. Такая система в Кремлевском дворце.