Рис 2. Частотная зависимость оптимальной реверберации:
1 - для музыкальных программ;
2 – для речевых передач.
Для области 1:
Необходим небольшой подъем в сторону НЧ и Т=1,5¸1,6 с. Для студий допускается равномерная характеристика в этом диапазоне, но не допускается снижения в области НЧ. На ВЧ небольшой подъем необходим (до 40%), но для больших студий допускается и равномерность характеристики на ВЧ или даже спад, но не ниже 1с.
Для области 2:
Топт = 0,4¸0,5 с . для больших студий Топт = 0,5¸0,7 с. Небольшой спад (до 30%) в сторону ВЧ и НЧ. На НЧ подъем не допускается.
Заглушенная студия Т=0,2 ¸0,4 с - в литературно-драматическом блоке для создания эффективной передачи из открытого пространства.
Гулкая студия Т=3¸3,5 с – вокзал, церковь.
Звукоизоляция определяет максимально допустимый уровень акустических шумов, ограничивающий передаваемый динамический диапазон сигнала снизу.
Рис. 3. Допустимый уровень звукового давления шума:
1 - в радиовещательных студиях;
2 - в телевизионных студиях.
30 дБ – максимально допустимый уровень в студии.
Lв= 20 фон – уровень громкости, которому соответствует допустимый уровень шума (30 дБ).
Меры по уменьшению шума в студиях:
1. Размещение студий в тихих местах;
2. размещение студий на первом или цокольном этажах;
3. Установка в студиях двойных дверей и стен;
4. Наличие в студиях «плавающих полов» и подвесных потолков;
5. Аппаратная отделена просмотровым окном с непараллельными стеклами.
Электроакустическое оборудование студий:
1. Микшерный пульт записи и монтажа;
2. Вещательные микшерские пульты;
3. Ревербераторы;
4. Громкоговорители;
5. Микрофоны. АРУ, измерители, ревербераторы.
Микшерный пульт (в него входит до 20000 блоков) – производит регулировку уровня от отдельных источников, смешивание сигналов, изменение частотного спектра сигнала, изменение уровня сигнала, регулировку уровня и динамического диапазона. Может изменять окраску звучания при помощи приспособления регулировки искусственного времени реверберации.
Устройства регулирования времени реверберации.
1. Эхокамера.
Т=const; а значит эффект гулкости вводят в передачу путем изменения соотношения между основным и подмешиваемым сигналом. Объем камеры = 120 м3,Т > 7с. Стены не параллельны и покрыты твердыми материалами.
Способ получения искусственной реверберации с помощью эхо-камер дорогой и громоздкий.
2. Магнитный ревербератор.
Обычно представляет собой магнитофон, у которого одна записывающая, одна стирающая и несколько воспроизводящих головок. Они смещены относительно первой головки (записывающей) на разные интервалы. Создаются многократно повторяющиеся сигналы с запаздыванием по отношению к основному. Эти сигналы вводятся в основной канал передачи и Т меняется от 0,5 до5 сек. В основном используется для речевых передач (в основном для имитации шумов).
, где -время задержки (1-длина пленки, v-скорость движения ленты), q – модуль коэффициента обратной связи по амплитуде.
3. Листовой ревербератор.
Это большой металлический лист(обычно стальной), толщина которого 0,4¸0,5 мм, размеры 1,5x2 м, подвешен вертикально и закреплен в углах рамы. Для получения реверберации используют изгибные колебания. Колебания возбуждаются электродинамическим преобразователем с ионическим острием, приваренным к листу. Этот лист стоит у поглощающей конструкции. С одной стороны приварен громкоговоритель. И с листа снимаются серии затухающих колебаний, отраженных от границ листа. К удаленной точке прикреплен звукосниматель. Механические колебания превращаются в электрические и передаются в основной канал. Т = 0,6¸16 сек. Т изменяется путем приближения или удаления от поглощающей стены. Чем ближе, тем Т меньше.
Т = 0,6-6 с
Тmax = {16 c на НЧ;
2 с на ВЧ}
При большом расстоянии от поглотителя.
;
– показатель затухания;
М – масса единицы поверхности листа;
r – активная составляющая сопротивления излучения.
4. Амбиофонические системы.
В амбиофонических системах используют акустическую обратную связь, возникающую в том же помещении, откуда ведется передача, поэтому ее действие ощущают и сами исполнители. Кроме основных микрофонов а студии устанавливают не менее двух дополнительных микрофонов, удаленных от исполнителей. Сигнал от них подают в раздельные каналы звуковоспроизведения с громкоговорителями, находящимися в той же студии в разных ее точках. Излучение громкоговорителей имитирует отраженные лучи. Эти отраженные лучи воспринимаются дополнительными микрофонами и вновь подаются на громкоговорители. Многократное повторение отзвуков создает увеличение времени реверберации помещения по отношению к собственному Т5-7сек. в сильно заглушенной студии. Для уменьшения числа громкоговорителей применяют комбинированную акустическую систему с магнитным ревербератором с подачей обратной связи через помещение. Такая система в Кремлевском дворце.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.