Тема 5 Улучшение аэродинамических характеристик автомобилей
Аэродинамика - раздел аэромеханики, в котором изучаются законы движения воздуха и других газов и их силовое взаимодействие с движущимися твердыми телами. В соответствии с этим аэродинамика автомобиля изучает явления, происходящие в результате взаимодействия автомобиля с воздушной средой. В практике проектирования автомобилей все чаще возникают проблемы улучшения их формы с целью уменьшения затрат мощности двигателей на преодоление сопротивления воздуха, снижения расхода топлива и повышения аэродинамической устойчивости. Серьезного внимания требует вопрос улучшения состояния воздушной среды внутри автомобиля. Успешное решение этих проблем возможно при использовании результатов многочисленных исследований в области аэродинамики автомобиля и в смежных областях техники. К числу первых автомобилей с кузовами удобеобтекаемых форм следует отнести автомобили, построенные Женетти, Бергманом, Альфа-Ромео, Румплером и Яраем, появившиеся не столько в связи с изучением законов аэродинамики, сколько в результате чисто механического заимствования форм, используемых в снарядо-, корабле-, дирижабле- и самолетостроении. Наибольшего внимания заслуживает автомобиль конструкции инж. Ярая, который считал, что для тела, движущегося в непосредственной близости к поверхности дороги, в качестве теоретически наивыгоднейшей формы может служить разделенный пополам корпус дирижабля со слегка выпуклой нижней стороной и тщательно закругленными краями.
Трансформируя подобную форму применительно к условиям использования автомобильного кузова, Ярай стремился свести до минимума вихреобразование, возникающее у обычных автомобилей позади кузова, отклоняя с этой целью встречный поток воздуха вверх (через крышу автомобиля) и обеспечивая ему плавное стекание в задней части и соединение, по возможности без завихрений, с боковыми потоками. Однако в конструкциях автомобильных кузовов, предложенных Яраем, вскоре были обнаружены серьезные недостатки, так как окончание кузова острием или ребром требует применения для задних колес автомобиля отдельных обтекателей и удобно лишь при заднем расположении двигателя. В автомобилях, использующих форму, при соблюдении требований компоновки не удалось обеспечить прилегание пограничного слоя от миделева сечения до заднего острия или ребра автомобильного кузова. Поэтому появилась форма автомобиля с "отрезанной" задней частью кузова. В этом случае сужение за миделевым сечением выполняют лишь настолько, насколько это вызвано необходимостью прилегания пограничного слоя, т. е. место "отреза" является местом отделения пограничного слоя. Автомобили с кузовами такой формы имеют по сравнению с формой три основных характерных особенности: - хвостовая часть не ограничивается острием или ребром; - кузов за миделевым сечением имеет сужение, обеспечивающее плотное прилегание пограничного слоя с отрывом у задней поверхности; - форма кузова по всей длине используется для уменьшения сопротивления воздуха. Отчет об испытаниях моделей автобусов подобной формы, проведенных Кёниг-Фахсенфельдом, появился в 1936 г. одновременно с учебником Камма "Автомобиль", в котором также указывалось на возможность подобного оформления задней части автомобильного кузова. Исследования, проводившиеся с авиационными моделями в аэродинамических трубах еще до 1914 г., показали возможность укорочения, в определенных границах, несущих плоскостей и обтекаемых стоек без существенного увеличения сопротивления воздуха. Использование результатов этих исследований в автомобилестроении позволило получить для автомобильных кузовов формы 0,20-0,2 Улучшение аэродинамических качеств
Зависимости коэффициентов ст и czn от угла натекания воздушного потока для четырех автомобилей с различными формами кузовов. Исследования факторов, влияющих на величину подъемной силы, в настоящее время еще недостаточны, но уже отмечается влияние закруглений в передней части при переходе к боковым стенкам. Такие закругления, не уменьшая заметно лобового сопротивления, способствуют возрастанию подъемной силы при увеличении угла натекания воздушного потока. Крыловидные формы кузова дают высокие значения коэффициентов сг. Прикрытые с боков передние колеса автомобилей сильно повышают коэффициенты. В зависимости от конструкции автомобиля действующая на него подъемная сила может быть как положительной, так и отрицательной. Эта сила изменяет направление своего действия при изменении угла натекания воздушного потока. Отметим, что на различие величин коэффициентов cz подъемной силы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.