1. Техническое задание
1. Автомобиль легковой среднего класса, полноприводный.
2. Пассажировместимость 4 человек
3. Используется на дорогах общей сети, на грунтовых дорогах.
2. Выбираемые параметры автомобиля
Автомобиль-прототип ВАЗ 212140-0000070 «Рысь».
Коэффициент сопротивления дороги при максимальной скорости ΨVMAX
ΨVMAX=f=f0(1+k1V2MAX); (2.1)
где f0=0,013 – коэффициент сопротивления качения;
k1=5*10-5; 1/(м2/с2);
ΨVMAX=f=0,013*(1+5*10-5*1372) =0,039;
Фактор обтекаемости kF
kF= k* F; Н*с2/м2 (2.2)
где k=0,25-коэффициент;
F=2,0
kF=0,25*2,0≈0,5; Н*с2/м2
Остальные параметры возьмем от прототипа.
Таблица 1 – Выбираемые параметры автомобиля
Снаряженная масса, кг |
m0 |
1210 |
Максимальная скорость, км/ч |
VMAX |
137 |
КПД трансмиссии |
ŋТРVMAX |
0.92 |
Обороты двигателя при максимальной мощности, мин-1 |
nN |
5200 |
Распределение веса по осям, % |
пер/зад |
55/45 |
Коэффициент сопротивления дороги при максимальной скорости |
ΨVMAX |
0,039 |
Фактор обтекаемости, Н*с2/м2 |
kF |
0,5 |
3. Тяговый расчет автомобиля.
3.1. Определение полной массы автомобиля ma .
ma=m0+mч*n+mб ; кг (3.1)
где m0=1210 кг – масса снаряженного автомобиля;
mч=80 кг – масса водителя или пассажира;
mб=10 кг – масса багажа;
n=4 – количество мест.
ma =1210+(80+10)*4=1570 кг.
3.2. Размеры шин.
Данный автомобиль оснащается шинами с 225/75/R16 .
Нагрузка приходящаяся на колесо определяется из следующего соотношения:
GK=0,5*ma*0,51; кгс (3.2)
GК=0,5*1970*0,51=502,35; кгс
Можно сделать вывод, что грузоподъемность шины превышает нагрузку на колесо, т.е. эти шины можно устанавливать на данном автомобиле.
Определим радиус качения колес rk:
rk=0,95*rc; м (3.3)
где rc– статический радиус колеса:
rc=0,5*d+λш*Н; м (3.4)
где d – диаметр обода колеса:
d=0,0225*16=0,36; м
λш=0,9 – коэффициент, учитывающий вертикальную деформацию шины;
Н – высота профиля шины:
Н=0,205*75/100=0,154; м
Имеем:
rс=0,5*0,36+0,9*0,154≈0,32; м
Радиус качения: rк= 0,95*032≈0,304; м
3.3. Определение максимальной мощности, рабочего объема и внешней характеристики двигателя.
Определим максимальную мощность двигателя NMAX. Для этого необходимо найти мощность двигателя при выбранной максимальной скорости автомобиля при движении по горизонтальной дороге NVMAX..
кВт, где (3,5)
λ=nV/nN=1,1;
где nV–обороты двигателя, соответствующие максимальной скорости автомобиля на высшей передаче: nV= 5200 мин-1;
nN– обороты двигателя, соответствующие максимальной мощности.
где Vmax=38,05 м/с=137 км/ч
Ga=mag=1970*9,81=19325,7 Н
hmрVmax=0,92
кВт
NMAX= NVMAX/(a*λ+b*λ2-c*λ3 ) ; (3.6)
NMAX=61,1/(1.1+1.12-1.13)=62,4; кВт
Для построения внешней скоростной характеристики можно воспользоваться эмпирической формулой позволяющей по известным координатам одной точки(NMAX, nN), воспроизвести всю кривую мощности.
Уравнение для кривой мощности:
кВт, где (3,7)
Nm и nm – текущие значения мощности и числа оборотов вала двигателя в минуту;
a, b и c – коэффициенты, характеризующие тип и конструкцию ДВС. Для бензинового двигателя ( a=1 b=1 c=1)
Уравнение для кривой моментов:
(3,8)
Подставим в уравнения (3.7) и (3.8) NMAX=62,4(кВт), nN=5200 (мин-1). Результаты расчетов приведены в таблице 2.
Таблица 2.
nm(об/мин) |
Nm(кВт) |
Mm(Н.м) |
880 |
12,04465 |
130,7118 |
1200 |
16,95621 |
134,9432 |
1600 |
23,28994 |
139,0118 |
2000 |
29,68047 |
141,7243 |
2400 |
35,9574 |
143,0805 |
2800 |
41,9503 |
143,0805 |
3200 |
47,48876 |
141,7243 |
3600 |
52,40237 |
139,0118 |
4400 |
59,67337 |
129,5183 |
4800 |
61,68994 |
122,7373 |
5200 |
62,4 |
114,6 |
5600 |
61,63314 |
105,1065 |
6000 |
59,21893 |
94,2568 |
Рисунок 1 – Внешняя скоростная характеристика двигателя
Рабочий объем (литраж) находим по формуле:
л, где (3,9)
Nmax(кВт) и nN(об/мин) – выбираются по внешней скоростной характеристике;
t -тактность двигателя (t =4 – для четырехтактного);
PeN – среднее эффективное давление при максимальной мощности (для современных автомобильных двигателей PeN=1.4
л
3.4. Определение передаточного числа главной передачи
, где (3.10)
nv – обороты коленчатого вала, соответствующие максимальной скорости автомобиля, об/мин;
iкв – передаточное число коробки передач на высшей передаче;
iдв – передаточное число высшей передачи в дополнительной или раздаточной коробке
3.5. Выбор числа передач и определение передаточных чисел коробки передач
Передаточное число первой передачи выбирают из условия преодоления максимального сопротивления дороги ymax и отсутствия буксования ведущих колес при заданном значении:
, где (3.11)
ymax=fCosamax+Sinamax;
amax – максимальный укол подъема, преодолеваемый автомобилем;
Φ=0.7…0.8
Gсц=Ga (все колеса ведущие); Gсц=m1G1 (ведущие передние колеса);
G1и G2 – развесовка автомобиля в статическом положении на горизонтальной дороге;
m1 и m2 – коэффициенты, учитывающие перераспределение нагрузки на передние или задние ведущие колеса.
Вес автомобиля Ga=11858 ,Gсц=11858
Передаточное число первой передачи iк1 должно удовлетворять условию обеспечения минимально устойчивой скорости движения Vmin:
, где (3.12)
nmin – минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя при полной подаче топлива, об/мин;
Vmin =5...10 км/ч
Если передаточное число, вычисленное по формуле (3.12) больше найденного по формуле (3.11), то оно принимается в качестве расчетного для первой передачи, т.е. iK1=2,65.
Автомобиль-прототип переднемоторный и имеет привод на все колеса, имеет 5-ти ступенчатую трехвальную коробку передач. Остальные передаточные числа найдем по геометрической прогрессии, по формуле:
; (3.13)
где -ikm – передаточное число промежуточной передачи;
m – номер произвольной промежуточной передачи;
n – номер расчетной высшей передачи
Передаточное число iкв на расчетной высшей передаче равен iкп, т.е. iкв= iкп=1
Таблица 3.
1 пер |
2 пер |
3 пер |
4 пер |
5 пер |
4,6 |
3,2 |
2,14 |
1,66 |
1 |
Для улучшения разгона автомобиля учитывают возрастающее сопротивление воздуха при движении на более высоких скоростях. Практически это осуществляют, уменьшая на 5…10% передаточные числа промежуточных передач, вычисленных по формуле геометрической прогрессии(3,13), до получения соотношения
Таблица 3а.
1 пер |
2 пер(5%) |
3 пер(5%) |
4 пер(15%) |
5 пер |
4,6 |
3,04 |
2,033 |
1,411 |
1 |
3.6. Тяговая и динамическая характеристики автомобиля
Тяговая и динамическая характеристики представляют собой графики
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.