Признаки массовых информационных процессов. Причины массового движения информации. Психологические эффекты массовых информационных процессов

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Определение

Этимологически термин “массовая коммуникация” является типичной калькой, то есть буквальным переводом на русский язык английского термина “массовая коммуникация” (mass communikation).

Несмотря на то, что данное явление уже достаточно долго исследуется различными учеными до сих пор не выработано четкого определения самого понятия “массовой коммуникации”.

На наш взгляд, вполне приемлемым можно считать следующее определение: “массовая коммуникация - это процесс распространения социальной информации (внегенерической, семантической, фиксируемой в знаках) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, видеозапись, кино) на численно большие и рассредоточенные аудитории. (Краткий словарь по социологии, Политиздат, 1988)

В этом определении отражены все основные стороны явления, а именно:

а) массовая коммуникация есть процесс распространения информации (т.е. разновидность общения);

б) этот процесс носит социальный  характер, ибо распространяемые знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы всегда отражают классовые интересы;

в) процесс массовой коммуникации совершается, как правило, при помощи  технических средств (печати, радио, телевидения, кинематографа). г) для массовой коммуникации характерен особый вид аудитории: массовая, рассредоточенная аудитория, т.е. очень большая по численности, но раздробленная на небольшие группы, по размеру обычно не превышающие семью.

Следует, однако, заметить, что и это определение не свободно от неточностей, довольно распространенных в нашей литературе. Речь идет о смешении различных уровней анализа в изучении массовой коммуникации.

На социологическом уровне мы рассматриваем массовую коммуникацию как социальный институт в совокупности всех единичных актов общения. Технологическая сторона процессов массовой коммуникации практически в расчет не принимается, в качестве аудитории выступает все население страны (нескольких стран). Анализ на  социологическом уровне  прежде всего  включает изучение идеологической  сущности социальной природы и социальных функций массовой коммуникации.

Анализ на психологическом уровне  (социально-психологическом, психолингвистическом) уровне заключается в рассмотрении модели массовой коммуникации в пределах единичного акта (некоторой совокупности единичных актов) коммуникации.  Конечно, вычленение единичного акта массовой коммуникации является  в большинстве случаев условным, однако оно совершенно необходимо для изучения закономерностей всего процесса.

На психологическом уровне аудитория мыслится как совокупность рассредоточенных групп. Центральные проблемы анализа на этом уровне - изучение основных элементов модели массовой коммуникации (коммуникатор - сообщение - канал - аудитория), а  также механизмов  взаимодействия между ними. В анализе на психологическом уровне  обязательно принимают в расчет содержательные, социально-психологические проблемы информационного процесса, а изучение психологических механизмов восприятия  и переработки информации осуществляется лишь на конкретном социальном фоне.

Признаки массовых информационных процессов

При определении массовых информационных процессов следует различать

Похожие материалы

Информация о работе