Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам очной формы обучения специальности 150402- Горные машины и оборудование на 4 курсе.
Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами: с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке дипломированных специалистов по направлению 130400 (по ОКСО) - Горное дело; примерной программой дисциплины, рекомендованной Учебно-методическим советом института; примерному учебному плану специальности.
Составитель
@ , 2010г
@Губкинский институт(филиал) МГОУ, 2010
лист согласования рабочей программы
Направление подготовки: 130400 - Горное дело
Специальность: 150402 – Горные машины и оборудование;
Дисциплина:
«Безопасность жизнедеятельности»
Форма обучения: очная
Учебный год 2010-2011
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Техники и технологии горного производства протокол № от « » 2О10 г.
Заведующий кафедрой Т и ТГП канд. техн. наук, доцент А.А.
Исполнитель: ст. преподаватель
СОГЛАСОВАНО:
Председатель Учебно-методического совета
Заведующая библиотекой
Начальник Учебного отдела '
Пояснительная записка рабочей программы
1. Принадлежность учебной дисциплины конкретному циклу основной образовательной программы
Дисциплина «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин ОПД и федеральному компоненту ООП. Изучение дисциплины для студентов горно-нефтяного факультета является одним из важных этапов в деле подготовки горных инженеров по специальности 150402 - «Горные машины и оборудование.
2. Функциональное назначение учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Экология», «Общая электротехника».
3. Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса. Целью преподавания данной дисциплины является усвоение студентами средств и методов защиты человека и природной среды от негативных факторов техногенного происхождения.
Основные задачи дисциплины заключаются в изучении:
• критериев комфортности, безопасности и экологичности жизненного пространства;
• источников естественной и техногенной опасности;
• условий трудовой деятельности;
• оценки тяжести и напряженности трудовой деятельности;
• общих принципов защиты от опасностей;
• средств защиты окружающей среды и природных ресурсов;
• опасности технических систем.
После завершения курса изучения дисциплины студент должен знать:
♦ воздействие на человека потоков жизненного пространства;
♦ влияние параметров микроклимата производственной среды;
♦ влияние вредных факторов;
♦ параметры и устройство освещения;
♦ средства электробезопасности;
♦ правовые и нормативно-технические основы;
♦ организационные основы управления;
♦ средства защиты от воздействия шума, вибрации, ионизирующего излучения;
♦ принципы идентификации рисков и опасностей в производственной среде;
♦ основы пожарной безопасности.
Студент должен уметь:
■ пользоваться средствами пожаротушения;
■ оказывать первую помощь при различных травмах и внезапных заболеваниях;
■ применять средства индивидуальной защиты органов дыхания;
■ выполнять анализ производственного травматизма;
■ оформлять результаты расследования несчастных случаев по установленной форме;
■ составлять инструкции по охране труда для работников горно-обогатительного производства..
Иметь навыки:
• визуального осмотра защитного заземления электроустановок и оборудования;
• пользования санитарными нормами и правилами и другой нормативной документацией.
4. Схема распределения учебного времени по видам работ
Специальность: 150402 – Горные машины и оборудование;
Форма обучения очная (срок обучения 5 лет)
Вид учебной работы |
Трудоемкость дисциплины, час |
7-семестр (для специальности 150402 |
|
Общая трудоёмкость дисциплины |
140 |
Аудиторные занятия |
68 |
Лекции (Л) |
34 |
Практические занятия (ПЗ) |
17 |
Лабораторные работы (ЛР) |
17 |
Самостоятельная работа, в том числе: самоподготовка (самостоятельное изучение тем, проработка и повторение лекционного материала и материалов учебников, подготовка к практическим занятиям) |
72 |
Вид итогового контроля |
Зачет |
5. Учебно-тематический план
5.1. Наименования тем дисциплины и виды занятий
5.1.1. Форма обучения очная (срок обучения 5 лет)
№ |
Разделы дисциплины |
Лекции, часы |
Практические занятия, часы |
Лабора-торные работы, часы |
Самостоя-тельная работа, часы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
Человек и среда обитания. |
2 |
4 |
|||||
2 |
Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. |
4 |
2 |
4 |
||||
3 |
Неблагоприятные факторы бытовой среды. |
2 |
4 |
|||||
4 |
Источники высоких и низких температур. Средства защиты. Пожарная безопасность в быту и на производстве. |
2 |
2 |
6 |
||||
5 |
Качественный и количественный анализ опасностей. Источники загрязнений воздуха. Кондиционирование и вентиляция производственных помещений Средства индивидуальной защиты. |
2 |
2 |
2 |
8 |
|||
6 |
Идентификация вредных факторов среды, средств защиты от них. |
2 |
2 |
6 |
||||
7 |
Классификация вредных веществ. Характер действия вредных веществ на организм человека. |
2 |
2 |
2 |
4 |
|||
8 |
Производственное освещение: искусственное, естественное, комбинированное. |
2 |
4 |
5 |
||||
9 |
Воздействие опасностей на человека: шум, вибрация, электромагнитные поля, электрический ток, ионизирующие излучения, видимый диапазон |
8 |
5 |
5 |
16 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
электромагнитных излучений. Защита от поражения электрическим током. |
||||||||
10 |
Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. |
2 |
4 |
|||||
11 |
Управление безопасностью жизнедеятельности. |
2 |
4 |
4 |
||||
12 |
Правовые, нормативно-технические и организационные основы управления. |
2 |
2 |
3 |
||||
13 |
Профессиональный отбор операторов технических систем. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. |
2 |
4 |
|||||
Итого |
34 |
17 |
17 |
72 |
||||
5.2. Содержание разделов дисциплины (лекции)
Лекция № 1.
Тема: Человек и среда обитания. Характерное состояние системы «человек – среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия. Терморегуляция организма человека. Критерии комфортности.
Лекция №2.
Тема: Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа. Критерии безопасности. Основные опасные явления в среде обитания человека: землетрясения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.