Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный открытый университет»
Губкинский институт (филиал)
Методические указания
по самостоятельной работе студентов
по дисциплине
Безопасность жизнедеятельности
(7 семестр)
Губкин – 2009
Тема – 1. Окружающая среда.
Окружающая среда глобальная мегасистема, включающая в себя весь мир, как биотип. Составные части окружающей среды: - три микросистемы – социальная среды: - три микросистемы – социальная среда, природная среда; техногенная среда. Биосфера и технобиосфера. Человек и человечество в социальной среде. Составные части природной среды. Основные принципы взаимодействия составных частей окружающей среды. (стр. 3…27) [1], (стр. 3…22) [3].
Тема – 2. Характеристика опасных и вредных факторов среды обитания.
Человек и человечество в природной среде. Составные части техногенной среды: - здания, сооружения, их комплексы, города и их агломерации, транспорт, связь, промышленность и т.д. Совокупность и классификация опасностей. Источники опасностей. (стр. 44…71, стр. 105…110) [1], (стр. 65…67, стр. 69…87) [3].
Тема – 3. Физиологические воздействия на человека опасных и вредных факторов в производственных условиях.
Роль опасностей техносферы в потере здоровья работающих и населения. Основы физиологии труда. Комфортные условия жизнедеятельности. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Системы восприятия человеком состояния среды обитания. Нормирование негативных, опасных и вредных факторов. (стр. 92…103, стр. 105…117, стр. 119…стр. 199) [1], (стр. 29…36, стр. 41…65, стр. 92…141) [3], (стр. 216…243) [4], (стр. 44…51, стр. 53…56, стр. 61…65) [6].
Тема – 4. Методы и средства повышения безопасности
технологических процессов в условиях строительного производства.
Человек и человечество в техногенной среде. Строительная система и ее составляющие. Строительный объект (здания и сооружения) как система объемно-планировочных и конструктивных решений в окружающей среде. Стандарты и другие нормативные документы в области проектирования, возведения и эксплуатации строительных объектов. Свод базовых регламентирующих положений в области безопасности, устойчивости и надежности строительных систем. Мировые и европейские системы строительных норм и стандартов. Контроль качества строительной продукции. Культурные аспекты экологического строительства. (стр. 306…414) [1], (стр. 153…165) [3], (стр. 16…114) [4], (стр. 122…140, стр. 148…158, стр. 163…171, стр. 179…191) [6], (стр. 183…210) [7].
Тема – 5. . Электробезопасность.
Электрический ток. Опасность поражения электрическим током. Средства электробезопасности. Защита от энергетических воздействий. Первая помощь при электротравмах. Профилактика электротравматизма. (стр. 360…365) [1], (стр. 138…140) [3], (стр. 159…184, стр. 192…216) [6], (стр. 149…151) [5], (стр. 214…220, стр. 225…238) [7].
Тема – 6. Противопожарная безопасность.
Факторы, определяющие пожарную опасность зданий. Огнестойкость и возгораемость строительных конструкций зданий. Основы пожарной профилактики в строительстве. (стр. 298…329) [4], (стр. 207…249, стр. 251…269, стр. 287…297) [5], (стр. 251…280, стр. 304…310) [6], (стр. 290…309, стр. 334…344, стр. 347…352) [7].
Тема – 7. Характеристики «чрезвычайных ситуаций».
Понятие «чрезвычайной ситуации». Виды чрезвычайных ситуаций: аварии, стихийные бедствия, катастрофы, природные явления. Происхождение чрезвычайных ситуаций: искусственные (техногенные) мирного или военного характера и природные. Опасность, риск, уязвимость. Виды воздействий чрезвычайных ситуаций на строительные системы и человека, их классификация. Последствия воздействий чрезвычайных ситуаций на человека. Характер повреждений и разрушений элементов строительных систем. (стр. 420…443, стр. 473…479) [1], (стр. 228…252, стр. 257…299) [3].
Тема – 8. Экобиозащитная техника.
Основные принципы взаимодействия составных частей окружающей среды. Защита от механического травмирования. Защита от поражения электрическим током. Защита от вибрации и шума. Защита от вредных выбросов и сбросов. (стр. 168…199, стр. 205…227) [3].
Задачи для самостоятельной работы студентов
Задача 1.
Площадь плоского участка печи, отдающего тепло 20 м2, толщина теплоизоляционного слоя δизол. Температура теплоносителя 473 К. Температура окружающего воздуха 293 К.
Определить толщину слоя изоляции, необходимую для того, чтобы температура наружной поверхности, которой могут касаться работающие, не превышала нормативной – 318 К.
Задача 2.
Помещение участка мойки и разборки экскаватора на агрегаты и детали имеет объем 1680 м3.
Определить воздухообмен, необходимый для этого помещения.
Задача 3.
Определить потребный воздухообмен и кратность воздухообмена для вентиляционной системы формовочного цеха комбината железобетонных конструкций, имеющего длину 60 м, ширину 12 м, высоту 6 м.
В воздушную среду цеха выделяется пыль в количестве 120 г/ч, для данного вида пыли ПДК = 4 мг/м3, концентрация пыли в рабочей зоне Сраб. зон = 2,8 мг/м3, в приточном воздухе Сприт= 0,3 мг/м3, концентрация пыли в удаляемом из цеха воздухе равна концентрации ее в рабочей зоне (Судал. воз = Сраб. зон ), т.е. пыль равномерно распределена в воздухе. Количество воздуха, забираемого из рабочей зоны местными отсосами, равно 1500 м3/ч.
Задача 4.
В цехе завода минеральной ваты с теплоизбытками аэрация применена для нормализации условий труда. Необходимый для этого воздухообмен составляет 250000 м3/ч. Расстояние от пола до центра верхних проемов Н = 12 м, расстояние
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.