Гностицизм. Основные источники гностицизма. Система гностика Валентина. Апологеты. Тертуллиан

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Гностицизм.

Гностики изначально претендуют на некоторую элитарность их учения, которое передается в их гностических евангелиях, и если вы обладаете этим знанием, то уже будете спасены.

Гностицизм был представлен категорией людей, объединенных психологической и богословской направленностью. Они утверждали, что обладают элитарным знанием. У христианства же знание принадлежит всему сообществу верующих.

Основные источники гностицизма:

1. Восточно учение – манихейство.

2. Платонизм-пифагореизм.

3. Новозаветная Библия и новозаветные апокрифы.

Происхождение их теории связано с Марией Магдаленой. Евангелие от Марии Магдалены было базовым. Всю теорию можно характеризовать двумя признаками:

1. Дуализм. Связано с учением манихейства. Мони учил, что в мире существует два независимых начала – доброе и злое. Гностики соотносили с двумя этими началами два божества – одно из них - высший, Благой Бог, а другой злой Бог или демиург, который управляет низшим миром. Злым они считали новозаветного Бога, который сокрыл знания от Адама. Христос же принес знания людям.

2. Неприятие ветхого завета.

Система гностика Валентина, система Василида и система Маркеона. С разновидностью валентианского гнозиса полемизирует Плотин. Валентин утверждает, что есть два Бога, один не явлен явно, другой ветхозаветный Яква, который мстителен по отношению к людям. Валентин увлекался триадами: все люди распределяются на 3 категории: элита (потомки Сифа), обыкновенные христиане ведут свой род от Авеля, а язычники от убийцы Каина (речь идет о трех сыновьях Моисея?),

Василид написал собственный евангелие. Выше всего сущего находится верховный Бог, которым он называет не рождённого отца Иисуса Христа. Потом этот Бог начинает рождать. Сначала он порождает ум, который в свою очередь рождает ум, от ума происходит целомудрие, от целомудрия мудрость, а от мудрости сила. Мудрость и сила вступают в брак и рождают все многообразие, которые называется силами небесными (ангелы и архангелы). Далее в иерархии находится 365 небес. Апостол Павел был вознесен лишь до 3 неба, а гностикам доступны высшие неба. Бог становится человеком по видимости. Василид полагал, что Христос не может по-настоящему страдать на кресте, а поэтому на кресте был распят Симон Кириянен, а Христос «стоял в толпе и смеялся».

Учение Маркеона еще в большей степени Богословское. Основано на учении о двух началах: бытия злого и доброго и жестком противопоставлении нового и ветхого завета.

Эриней Лионский – противник гностицизма. Именует учение гностиков «лжеименным знанием». Там есть изложение гностических евангелия, которые были обнаружены учеными только в новое время в конце 19 века. Главный принцип: только целый человек имеет право участвовать в боге и быть спасенным, а так же необходима благодать, т.е. содействие Бога в спасении человека. Спасение человека мыслит как восстановление первозданный человеческой гармонии во Христе. Адам – новый человек, Христос, а Ева –

Апологеты.

Апологетами принято называть отцов церкви 2 века, которые критиковали язычество, иудаизм и гностицизм. Апологетику нельзя понимать как эллинизацию христианства, скорее это был полноценный диалог христианства с греческой цивилизацией. Апология писала в виде речи или в виде диалога и изначально была рассчитана на широкое распространение, и в своей основе имело речь Сократа на суде в «Апологии Сократа». Главные опорные столпы: монотеизм и  .

Аргументы:

1. Любовь к ближнему свою.

2. Предсказание пророков о Христе.

3. Традиция.

4. Чудеса Христа.

Антиязыческое направление апологетов: Юстин философ и мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Менуций Феликс, Тиртулиан (только последние два писали на латыни, остальные же на древнегреческом).

Антииудейское направление: Юстин

Антигностическое направление: Тертуллиан, Юстин, Ириней Лионский.

Юстин происходил из греческой языческой семьи. Изучал Аристотеля, Платона и стоиков. Утверждает трансцендентного Бога, которого он называет отцом всего и Богом по существу. Дальше он развивает теорию логоса или слова, которое мыслится им как посредник между Богом и миром. Логос – второе лицо Бога, которое вечно сосуществует с Богом как внутренняя мысль. Две ипостаси Бога не равны – сын подчинен отцу. Непостижимый Бог использует сына как сперматический логос, которому присущи все начала. Юстин – дихотомист, т.е. говорит о человеке как о целом, состоящем из тела и души.

Тертуллиан. Родился в языческой семьи. По образованию был юристом. Позже обращается в христианство и становится пресвитором (низший чин церковной иерархии), но не оставляет своей профессиональной стези. Он страстный, резкий, полемичный, беспощадный к своим противникам. Тертуллиан не оставался долго в православии, а уклонился в ересь под названием монтанизм (суть: во Христе люди не получили всё откровение, церковная иерархия излишня). «Опровержение еретиков», где критикует еретиков, утверждает, что им нельзя пользоваться священными писаниями. Тертуллиан одним из первых утверждает, что креститься надо. Сочинение «Об одеждах женщин» - советы женщинам, как надо одеваться. Трактат «О душе».

Споры о скрытом смысле библейских пассажей, он считал бесполезным мудрствованием, «расстраивающим желудок». Сентенция Тертуллиана: «Сын божий распят, мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно», а средние века приписали ему максиму: «Creduia absurdum est» (Верую, ибо абсурдно) – максиму, которая вдохновляла теологов, выступавших в защиту концепции чистой веры, против интеллектуалистических претензий так называемой рациональной теологии.

Тит Флавий. Основные сочинения «Протрептик», «Педагог» и «Стромы» (с греч. «ковры»). Педагог – раб отводивший в школу (в русской традиции – Дядька).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
19 Kb
Скачали:
0