Основной вопрос спекулятивной философии Плотина. Характеристики души: Создание космоса и его животворение

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Пьер Адо «Плотин…»

Основной вопрос спекулятивной философии Плотина: Как рождает единое?

Emanatio – эманация (слияние).

Единое, по Плотину, рождает по своей воле. Ему присуща свобода, и только оно в полной мере ей обладает. Оно устроено так, что не может не рождать. Здесь свобода переплетена с необходимостью. Единое как бы раздаривает себя космосу.

Истощается ли единое?

Нет, ибо даритель никогда не утрачивает своего качества. Рождает не истощаясь. Единое избыточно по своей структуре.

2 языка Богословия:

Апофатический язык – позволяет описывать первоначало через отрицание тех категорий, которые свойственны человеку.

Катофатический язык – все ценности, применительно к Богу берутся в максимальном значении.

Ипостась (сущее) – термин Порфирия.

Ум граничит с душой и рождает ее, поскольку она взирает на ум.

Эту систему можно представить как систему зеркал.

Какова роль души в системе Плотина? Пока душа взирает на ум, она находится за пределами космоса, но стоит ей обраться к тому отражению, которое она произвела, она становится мировой душой.

Характеристики души: Создание космоса и его животворение.

Душа, которая не проникает сквозь материал.

Все души суть одна душа. Многообразие душ – иллюзия.

Душе нравятся собственные творения, она влюбляется в них. Отсюда и берутся все живые существа.

Бытие и жизнь одно и  то же.

Материя низшая граница бытия, за которой уже нет ничего. Тот предел, за которой истощается эманация.

Зло не результат намеренного действия, а неспособность к творению блага.

Гностики были в числе учеников Плотина. Суть этого философско-религиозного учения, чувственный мир порожден злым демиургом, Бог не один, а два. Злой начал создавать свой мир, соревнуясь с добрым Богом. Отсюда задача гностика – вернуться к своему доброму Богу. Диалог плотина 2.9 «Против гностиков». «Гностики живет в доме, постоянно сетует на то, что у него протекает крыша и т.п. А вот Платоник считает, что дом ничуть не плох»

Единое у Плотина часто именуется «отцом». Единое за пределами бытия (трансцендентно).  Мы не можем приписать единому свойство бытия, без предписания двойственности. А двойственность – это признак ума. Как только мы начинаем говорить или мыслить о едином, мы сразу получаем многое. Потому ум у Плотина и Платона именуется «единое многое». Единое остается за пределами всяких описаний. Таким образом, с одной стороны трансценденция отрицательна, с другой, она положительна, потому что рождает.

Высшее рождает низшее – тем что низшее созерцает высшее, пересекается множество разных элементов.

Пифагорейская единица.

Ум, вторая ипостась, описывается исключительно в Аристотелевских терминах.

Стоическое влияние сказывается на таких понятиях как промысел и

Мировая душа, в отличии от души всеобщей, имманентна телу. Скорее низшее находится в высшем, чем высшее в низшем. Не душа находится в теле, а тело находится в душе.

Главных грех души заключается в самоизоляции, она пытается сохранить себя. Она помещает себя в тело и отсекает от мира. Плотин назвал это «Дерзость». У Плотина сохраняется закон реинкарнации.

По Плотину было бы хорошо, если бы человек мыслил всегда, так было бы лучше для природы.

Симпатическая связь которая объединяет все части космоса, принимает идею провидения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
16 Kb
Скачали:
0