Эпоха эллинизма. Три школы: эпикуризм, стоицизм, скептецизм. Доктрина. Логика. Деление философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Эпоха эллинизма. Начинается с походов македонского. после этого принято вести речь об эпохи римской империи.

Греция завоевав восток становится его культурной жертвой. В эпоху эллинизма происходит размывание полюсной структуры, исчезновение полюсного, гражданского самосознания в пользу идеалов индивидуализма. Пример: космополитизм стоиков. Общая политическая установка на поиск индивидуального спасения.

Возникает явление эклектизма – заимствование у различных философов определенных взглядов для своего мировоззрения. (Эпикур заимствует метафизику у Демакрита, этику у киников; стоики заимствуют у Гераклита учение о природе, этику у киников).  философия теряет связь с науками, перестает быть их опорой. характерен для эллинизма догматизм и авторитет преподавателей. Философия становится практической и этической, а не теоретической.

Три школы: эпикуризм, стоицизм, скептецизм

Стоицизм. Школа основана Зеноном в Стое (кон. 4 в. до н.э.). Влияние киников. Деление школы стоиков: период древней Стои (Зенон, Хрисипп), средний период (2-1 вв до н.э.) Панеций, Посидоний, новая, римская стоя (Сенека, Марк Аврелий) (1-2 в н.э.)

Первый период - формирование стоической доктрины, второй период - синтез стоического учения с учением платонизма (учение об эманациии), культурный трансфер между Грецией и Римом (кон. 2 в до н.э.), третий период - подлинное влияние на Рим, новая Стоя, Римская Стоя (Руф, Эпиктет, М. Аврелий, Сенека) (кон 1 - нач. 2 вв.) Вся метафизика и логика берется в скобки, акцент делается на этике (Письма Луцилия Сенеке и письма наедине с собой - Аврелий).Учение древних стоиков не сохранилось (только отдельные фрагменты). по поздним стоикам - Сенека, Эпиктет, М. Аврелий.

Деление философии. Философия обучение необходимому искусству. Необходима добродетель, кот. делится на три части: физическую, этическую и логическую. тройное деление философии впервые получает популярность благодаря стоикам - Зенон, Хрисипп. Зенон - сад, растительность - физика, плоды - этика, забор-логика. логика и физика должны способствовать правильной установки на этическую проблематику.

Доктрина. Логика. Первые слова возникли из подражания вещам. Критерий истины: восприятие. Наша душа пуста, потом мы получаем толчок извне. Мы свободны принять или отвергнуть полученный образ. Если образ действительно от вещи, и если он ясен и отчетлив, происходит восприятие. (одобрение полученного извне ощущения). Это восприятие похоже на то, что мы испытываем, захватывая рукой какую-либо вещь, т. е. оно обеспечивает нам прямое и непосредственное касание вещи. Получив восприятие, мы проверяем его разумом. в познавательной деятельности человек не полностью связан явлениями, действующими на его органы чувств. Когда объект воспринят, в нас остается воспоминание о нем. Из множества воспоминаний образуется опыт, т. е. множество однородных представлений. Из наших восприятий постепенно образуются понятия, причем одни из них образуются сами по себе, а другие являются результатом сознательной деятельности нашего мышления.

Физика. Началами всего существующего являются, согласно стоикам, действующее и претерпевающее, или бог и материя. Материя есть то, что лишено всяких качеств, полностью пассивно, готово принять любую форму, приходящее в движение только под воздействием другого. Материя лишена изменения. Действующее начало – Бог, придающий форму материи. Разум и материя есть два аспекта одной и той же реальности. (стоический материализм). Любое действующее начало – тело. Бог – деятельное начало, следовательно, тело. Бог есть огонь, созидающий, содержащий в себе разумные основания всякого явления (Семенные логосы). Они весчны, неизменны, материальны. мир как целое создан и творческим огнем. творческий огонь не стоит вне мира. он сам находится в нем, есть его руководящая, направляющая и созидающая часть, природа и душа космоса. (Зевс). (Мировой пожар – обновление космоса). Космос, создаваемый и руководимый богом и разумом, и сам есть живое существо, разумное и одушевленное. Божественный разум проникает весь космос (пантеизм), однако, не в равной

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
562 Kb
Скачали:
0