Основной вопрос, их интересовавший - проблема нахождения первоосновы сущего.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ**:
ñ Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа).
ñ Пифагор Самосский, Филолай Кротонский, Алкмеон (пифагорейцы и близкие к ним).
ñ Гераклит Эфесский.
ñ Ксенофан Колофонский (в большей степени поэт-рапсод).
ñ Парменид, Зенон, Мелисс (элеаты).
ñ Анаксагор из Клазомен.
ñ Левкипп, Демокрит (атомисты).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
ñ Xαος (хаос) — «хаос», пространство (Гесиод).
ñ Κοσμος (космос) — «миропорядок», не вечен и происходит во времени, рождаясь из предшествующего ему хаоса (Гесиод).
ñ Φυσις (фюсис) — «природа» (естество, характер, внутренняя сущность всех вещей, являющаяся также порождающим принципом их бытия).
ñ Απειρον (апейрон) — «бесконечное», вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнём (по Анаксимандру — начало вего сущего).
ñ Λoγος (логос) — «слово», «речь», «разум» и др. (по Гераклиту — закон, управляющий мирозданием, а также тайная, внутренняя гармония вещей).
ñ Ψυχη (псюхэ) — «душа».
ñ Σωμα (сома) — «тело».
ñ Θεογονια (теогония) — «происхождение богов» (Гесиод).
ñ Δαιμων (даимон) — «демон», бессмертный носитель личностного начала (Гераклит)
ñ Απορια (апориа) — «затруднение»; их цель — защита учения Парменида о «бытии» (Зенон)
ñ Φιλια (филиа) — «любовь», первая космическая сила (Эмпедокл)
ñ Nεεκος (неекос) — «вражда», вторая космическая сила (Эмпедокл)
ñ Σφαερος (сфаэрос) — «шар»; в нём смешаны четыре элемента: огонь, воздух, земля, вода (Эмпедокл)
ñ Nους (нус) — «ум», нечто лёгкое и ни с чем не смешивающееся (Анаксагор)
ñ Ατομος (атомос) — «неделимый», мельчайшие частицы бытия (атомисты)
3. «Ионийская» и «италийская» ветви досократической философии
а)Под иониской ветвью философии обычно подразумевают представителей милетской школы( Фалеса, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского. То есть философов, живших в Ионии, наиболее развитой области Греции 6 века до нэ. Всех этих философов обьединяет несколько ключевых особенностей.
-желание понять что является основанием для мира.
-уверенность в наличии у мира единого основания (монизм). Для Фалеса это вода. Для Анаксимандра- некая безымянная субстанция. Для Анаксимена- воздух. Для Геркалита- огонь)
-стремелние решить проблемы возникновения множества из единого
-мир, как гармоничное сочетание различных элементов б) Спасаясь от персов многие жители ионии переселяются в Южную Италии. В город Кротон приезжают Пифагор и Ксенофан. Так появляется италийская ветвь философии. Помимо двух уже названных философов, к ней также относят Парменида, Зенона и Эмпедокла.
Основные черты италийской философии это:
-превосходства разума (рацио) над чувствами
-увлеченность числами и их соотношениями (пифагорейская школа)
-эзотерический зарактер (тоже пифагорейцы)
-восприятие бытия как чего-то единого, нерушмого, бесконечного и законченного (элеатская школа)
4. Дайте характеристику «милетской школе». Основные представители, основные идеи
Древнейшей греческой научно-философской школой является школа, образовавшаяся в Милете, крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, на западном берегу п-ва Малая Азия в VI в. до н. э. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) была преимущественно естественно-научной и ставила целью описывать и объяснять мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Само рождение космоса мыслилось происходящим спонтанно (произвольно) из единого правещества — вечного и бесконечного в пространстве. Боги народной религии милетцами отождествлялись с «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), стихиями и светилами (Анаксимен); утверждался всеобщий характер физических законов; традиционное разделение небесного («божественного») и земного («человеческого») впервые было поставлено под вопрос. С милетской школы начинается история европейской математики (геометрии), физики, географии, метеорологии, астрономии и биологии.
Фалес:
- начало всего сущего – вода
- все имеет душу
- все полно богов
Анаксимандр:
- начало всего сущего – беспредельное перевовещество
Анаксимен:
- первовещество – воздух, из него образуются вода, земля, камни и огонь
- порядок расположения Луны, Солнца и звезд
5.Философия Гераклита: учение о логосе в целом, космология и психология.
Гераклит Эфесский, младший современник Пифагора (ок.540-ок.480 гг. до н. э.) принадлежал к старинному царскому роду, отрёкся от титула жреца-басилевса в пользу младшего брата. По свидетельствам Диогена Лаэртского (3 век до н.э.) Гераклит утверждал, что исследовал самого себя и научился всему у себя. Единственное сочинение Гераклит пишет сложным метафорическим языком, за что и получает прозвище «Тёмный». Сочинение состояло из трёх разделов «О вселенной», «О государстве»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.