Проблема происхождения философии из мифологии («от мифа к логосу»). Пифагорейская школа: основатель, характер союза, «акусматики» и «математики»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Основной вопрос, их интересовавший - проблема нахождения первоосновы сущего.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ**:

ñ  Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа).

ñ  Пифагор Самосский, Филолай Кротонский, Алкмеон (пифагорейцы и близкие к ним).

ñ  Гераклит Эфесский.

ñ  Ксенофан Колофонский (в большей степени поэт-рапсод).

ñ  Парменид, Зенон, Мелисс (элеаты).

ñ  Анаксагор из Клазомен.

ñ  Левкипп, Демокрит (атомисты).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

ñ  Xαος (хаос) — «хаос», пространство (Гесиод).

ñ  Κοσμος (космос) — «миропорядок», не вечен и происходит во времени, рождаясь из предшествующего ему хаоса (Гесиод).

ñ  Φυσις (фюсис) — «природа» (естество, характер, внутренняя сущность всех вещей, являющаяся также порождающим принципом их бытия).

ñ  Απειρον (апейрон) — «бесконечное», вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнём (по Анаксимандру — начало вего сущего).

ñ  Λoγος (логос) — «слово», «речь», «разум» и др. (по Гераклиту — закон, управляющий мирозданием, а также тайная, внутренняя гармония вещей).

ñ  Ψυχη (псюхэ) — «душа».

ñ  Σωμα (сома) — «тело».

ñ  Θεογονια (теогония) — «происхождение богов» (Гесиод).

ñ  Δαιμων (даимон) — «демон», бессмертный носитель личностного начала (Гераклит)

ñ  Απορια (апориа) — «затруднение»; их цель — защита учения Парменида о «бытии» (Зенон)

ñ  Φιλια (филиа) — «любовь», первая космическая сила (Эмпедокл)

ñ  Nεεκος (неекос) — «вражда», вторая космическая сила (Эмпедокл)

ñ  Σφαερος (сфаэрос) — «шар»; в нём смешаны четыре элемента: огонь, воздух, земля, вода (Эмпедокл)

ñ  Nους (нус) — «ум», нечто лёгкое и ни с чем не смешивающееся (Анаксагор)

ñ  Ατομος (атомос) — «неделимый», мельчайшие частицы бытия (атомисты)

3. «Ионийская» и «италийская» ветви досократической философии

а)Под иониской ветвью философии обычно подразумевают представителей милетской школы( Фалеса, Анаксимандр, Анаксимен)  и Гераклита Эфесского. То есть философов, живших в Ионии, наиболее  развитой области Греции 6 века до нэ.  Всех этих философов обьединяет несколько ключевых особенностей.

-желание понять что  является основанием для мира.

-уверенность в наличии у мира единого основания (монизм).  Для Фалеса это вода. Для Анаксимандра- некая безымянная субстанция. Для Анаксимена- воздух. Для Геркалита- огонь)

-стремелние решить проблемы возникновения множества из единого

-мир, как гармоничное сочетание различных элементов б) Спасаясь от персов многие жители ионии переселяются в Южную Италии. В город Кротон приезжают Пифагор и Ксенофан. Так появляется италийская ветвь философии. Помимо двух уже названных философов, к ней также относят Парменида, Зенона и Эмпедокла.

Основные черты италийской философии это:

-превосходства разума (рацио) над чувствами

-увлеченность числами и их соотношениями (пифагорейская школа)

-эзотерический зарактер (тоже пифагорейцы)

-восприятие бытия как чего-то единого, нерушмого, бесконечного и законченного (элеатская школа)

4. Дайте характеристику «милетской школе». Основные представители, основные идеи

Древнейшей греческой научно-философской школой является школа, образовавшаяся в Милете, крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, на западном берегу п-ва Малая Азия в VI в. до н. э. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) была преимущественно естественно-научной и ставила целью описывать и объяснять мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Само рождение космоса мыслилось происходящим спонтанно (произвольно) из единого правещества — вечного и бесконечного в пространстве. Боги народной религии милетцами отождествлялись с «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), стихиями и светилами (Анаксимен); утверждался всеобщий характер физических законов; традиционное разделение небесного («божественного») и земного («человеческого») впервые было поставлено под вопрос. С милетской школы начинается история европейской математики (геометрии), физики, географии, метеорологии, астрономии и биологии.

Фалес:

- начало всего сущего – вода

- все имеет душу

- все полно богов

Анаксимандр:

- начало всего сущего – беспредельное перевовещество

Анаксимен:

- первовещество – воздух, из него образуются вода, земля, камни и огонь

- порядок расположения Луны, Солнца и звезд

5.Философия Гераклита: учение о логосе в целом, космология и психология.

Гераклит Эфесский, младший современник Пифагора (ок.540-ок.480 гг. до н. э.) принадлежал к старинному царскому роду, отрёкся от титула жреца-басилевса в пользу младшего брата. По свидетельствам Диогена Лаэртского (3 век до н.э.) Гераклит  утверждал, что исследовал самого себя и научился всему у себя.  Единственное сочинение Гераклит пишет сложным метафорическим языком, за что и получает прозвище «Тёмный».  Сочинение состояло из трёх разделов «О вселенной», «О государстве»

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
128 Kb
Скачали:
0