Философия в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм. Базовая идея китайской культуры. Философия Древней Индии. Основные философские школы

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1.  Философия в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм.

Возникает и формируется примерно в 1 тыс. до н.э.

Философская мысль тесно связана с развитием письменной культуры, приобщение к которой весьма ценилось в обществе. Высокий статус философов – интеллектуалов: играли активную политическую роль.

Специфика: 1.  Опиралась на набор канонических книг («У цзин» - «пятикнижие» - содержало совокупное знание об истории, мироустройстве, ритуалах, социально-политических учениях. От туда китайские мыслители черпали идеи для размышления).

1.  Китайские мыслители излагая собственные воззрения приводили взгляды предшествующих учителей и учитывали другие точки зрения, что сводила их деятельность преимущественно к роли комментаторов и историков философии. Они были ориентированы на трансляцию истинного знания, а не на создание новых доктрин.

2.  Китайские философские тексты создавались как литературно – художественные произведения. Они содержали в себе рассказы, притчи, стихотворения.

3.  Преобладание натуралистических идей и доктрин. Не развита логика, вместо неё – нумерология.

Китайская культура истолковала весь мировой универсум как циклическое чередование ситуаций, определяемое взаимодействием и противоборством сил света и тьмы, напряжения и податливости.

Базовая идея китайской культуры: естественно-природная целостность и взаимосвязь элементов мироздания, однородные части которого гармонично резонируют друг с другом.

В мире существует два начала: инь и ян как модель бинарной оппозиции. Каждое начало потенциально содержит  в себе свою противоположность, и подобная взаимосвязь определяет структуру и разворачивание всего мира.

Конфуцианство:

Основатель: Кун Фу-Цзы (лат. Конфуций) – первый исторически достоверный философ Китай. (жил в сер.6-5 в. до н.э.).

Представители: Мэн-цзы (4 в. до н.э.), Сюнь-цзы (кон.4 – сер.3 в. до н.э.). Учил не только знанию, но и как применять его на практике.

·  Культ неба как высшей безличностной силе, правящей миром. В познании воли неба состоит предназначение человека, причём само небо помогает человеку в этом процессе. Однако постичь волю небо дано не всякому, для этого надо стать истинным человеком.

·  Все люди от рождения едины, разница между ними заключается лишь в воспитании. Человек способен и обязан самосовершенствоваться, познавая волю неба. Образ идеального человека: «человеколюбие»-жень. Благопристойность как основное правило морали. Добродетель-дэ достигается посредством учёбы и постоянного самосовершенствования внутреннего состояния человека.

·  Цзюнь-цзы – подлинный правитель: следует долгу, справедливости, выражавшимся в единстве истинного знания и должного деяния.

·  Люди делятся на различные категории в зависимости  от отношения к знаниям. Почтительное отношение к тем, кто достиг высших знаний в своей области. «Благородный муж» облагораживает свою человеческую природу, приобщаясь к письменной, книжной культуре, следуя ритуалу и осуществляя человеколюбие».

Даосизм:

Основатель: Лао-Цзы. (4-3 в. до н.э.)

Трактат «Дао де Цзин» (книга пути и благодати).

В центре учения: дао и дэ. Дао ( букв. путь, метод) -  множество значение: некое первоначало всего сущего; цель всего происходящего; первооснова, сущность; основа мира, вечно и несотворено; всеохватное действующее начало. Дао справедливое (небесное) и порочное (человеческое). Бытие (именуемое дао) и небытие (безымянное дао)  порождают друг друга.

Основная закономерность дао: движение по кругу, возвращение.

Дэ (совершенство, достоинство) – материализация дао. «Дао рождает вещи, дэ – вскармливает их». Благая сила дэ присуща дао, именно через неё дао проявляет себя в мире.

У-вэй – принцип «не деяния». – принцип не вмешательства в естественный порядок бытия.

«Совершенно мудрый» человек следует естественности, через у-вэй позволяет проявит себя дао.

Для даосов не приемлен конфуцианский принцип «взаимности», так как он с даосской точки зрения представляет только обмен услугами, но не подлинную добродетель.

Книжная учёность – суемудрие и ложное знание. Подлинное знание – приобщение к безымянному неизречённому дао. Постигший дао становится причастен к первоистоку всего сущего

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
120 Kb
Скачали:
0