Григорий Назиандин. Григорий Нисский. Учение Псевдо Дионисия Ареопагита. Блаженный Августин

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Человек не может сам прийти к Богу, как это было у Платона. Только через благодать, а это предполагает молитву, аскезу и другие процедуры, которых не было в античности. Мы можем надеяться только на бесконечное приближение к божеству. Человек может достичь «обожения», не по природе, но по благодати.

«Ересь» - выборка, выделение чего-то одного.

Саввелианство – ересь, утверждающее существование трех сущностей Бога (не ипостасей!). 

Аристотелевская первая сущность есть составной индивид из формы и материи (principium individuationis).

Григорий Назиандин.

Был епископом этого города. Обучался в риторской школе, а потом в христианской школе. С Василием Великим сблизился в Афинах, где в течение 10 лет учился в платоновской академии. Проявил себя как выдающийся философ. Однако в дальнейшем он выбрал карьеру священника. В 381 году Григорий был утвержден в качестве епископа и председательствовал на втором Вселенском соборе. Главное произведение – «5 богословских слов». Получил прозвище богослова. Всего лишь два церковных автора удостоились такого звания. Григорий полемизирует с рационалистом Евномием, который полагал, что тварный человеческий разум способен постичь и выразить сущность Бога. Григорий утверждает не познаваемость, неизреченность Божества, допускает только апофатическое богословие. Апофатическое – катафатическое (отрицательное – положительное). Цель христианской жизни – обожение, осуществляется не личным усилием, но исключительно благодаря божественной благодати. Григорий критикует Аполинария Лаодийский, который полагал что разум безгрешен по природе и потому в спасении не нуждается. Григорий настаивает на том, что Христос воспринял не только чистую природу человеку, но во Христе произошло сущностное соединение двух природ. Для спасения человеческого рода необходимо, чтобы Христос воспринял всю человеческую природу. Из учения Аполинария будет развиваться монофизитство (ересь).

Григорий Нисский.

Брат Василия Великого. Отличался склонностью к философии, самый крутой философ из кападокийцев. Был слишком «сложен» (из-за своей интеллектуальности), за что церковь относилась к нему с подозрением. «Тракта о сотворении человека» - главное произведение. В своих взглядах он определяется «оригенством». Он начинает свой трактат с превосходства человека над другими творениями. Человек создан по образу и подобию Божьему. Свобода Григорию представляется не как произвол, а как суть духовного существования человека. «Адам» с еврейского «человек». Когда Бог творит Адама, он творит все человечество. Первая сутепень Богопознания – катарсис, она уподобляется восхождению Моисею на гору Синай. Вторая ступень – обретение ясного видения. Этот путь обозначает, что человек не просто существует в этом мире, но изучает его, творчески преображает. Высшая ступень – боговидение, она предполагает исхождения из себя, некий экстаз (трезвое опьянение), наш разум нам больше не нужен. Учение о конце времен.

Конец 4-ого века ознаменован торжеством единосущия. Но как объяснить, что Христос, родившийся у просто женщины, является сыном Божьим?

Принято считать, что монофизитство более опасная ересь, чем арианство. Решением споров стал Халкидонский собор, на котором было решено, что одного и того же Христа, сына Божьего, «необходимо мыслить неслиянно, нераздельно». В 6 веке, спустя столетие после собора, дискуссии еще продолжались идти. Конец спорам положил Леонтий .

Учение Псевдо Дионисия Ареопагита. «Псевдо», т.к. есть теория, что под этим именем скрывается несколько человек. «Ареопагитики» были переведены на латынь. Основные сочинения – «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах божьих», «Мистическое богословие». Бог трансцендентен. Его путь к Богу состоит из нескольких уровней. Первая ступень – катарсис, вторая – выход из себя или экстаз, третья - . Высшей формой познания является познание апофатическое. Цель небесно иерархии аключается в выстраивании своего рода богоподражаемого порядка.

Максим исповедник и Иоанн Демаскин.

Блаженный Августин. Его мать Моника исповедовала Христианство, Отец был Язычником. Августин получил риторическое образование в Карфагене. Там он прочитал диалог Цицерона «Гортензий», где Цицерон призывал к мудрости.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
19 Kb
Скачали:
0