Процесс зарождения и развития принципов барокко. Джакомо да Виньола. Мир и человек в искусстве барокко. Структура художественного образа

Страницы работы

65 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Закончена в 1726), фонтаны, обелиски и другие разновидности «малой архитектуры», выступавшие, как правило, в тесном взаимодействии или прямом сращении с монументально-декоративной скульптурой (Лоренцо Бернини. Слон с обелиском на площади Минервы в Риме, 1666—1667, фонтан 4 рек).

В градостроительной практике барокко не только сооружения и формируемое ими пространство площади становятся объектом архитектурной композиции, но и улица рассматривается как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Придавая улицам строго прямолинейные очертания, отмечая их начало и завершение площадями или эффектными архитектурными и скульптурными акцентами, зодчие барокко достигают большого богатства и разнообразия архитектурных мотивов и в то же время создают планировочную систему, упорядочивающую хаотическую застройку средневекового города. особенность бытования архитектуры, скульптуры, живописи в русле барочного мышления — их неуклонное тяготение к художественному синтезу, вообще характерное для стиля, но теперь происходящее на предельно широкой, поистине универсальной основе, включающей, помимо архитектонических и пластических искусств, также зрелищные и временные, да и вообще не только искусство, но и природу, и человеческую жизнь во всех ее формах — от публичных, до интимно-исповедальных.

Классицизм

Согласно Декарту, то наслаждение, которое дают человеку страсти, жизнь чувства, и то удовлетворение, которое дает ему исполнение общественного долга, обладают бесспорной ценностью. Но выше их обоих он ставит интеллектуальную радость, вытекающую из сознания добровольного союза индивидуального человеческого духа со всеобъемлющим бестелесным началом, которое в плане религиозном отождествляется им с Богом, а в плане философско-эстетическом и научном — с высшим порядком.

Для Декарта совершенный образ этого порядка прежде всего ассоциируется с математикой и геометрией (французский регулярный парк – власть геометрии над природой).

В художественном отношении классицистическое понимание «высшего порядка» еще определеннее обнаруживает преемственность с ренессансной идеей гармонии. Классицизм — и это отражено в самом термине— есть попытка сознательного продолжения и нового претворения идеалов античной и ренессансной классики.

То, что связывает его с классикой, включает не только общность ряда формальных черт и тематического репертуара, но также известное родство ведущих принципов. Однако, эта попытка предпринимается уже в совсем иных исторических условиях (абсолютизм и становление национальных государств). Отсюда печать известной иллюзорности на «классическом» в классицизме и его заметное отличие от классики по существу. Основная категория эстетики классицизма – мера или норма.

Инструментом меры выступает разум обеспечивает господство «высшего порядка. Классицистический разум внутренне богат, он никак не совпадает с позитивистским рассудком или буржуазным здравым смыслом. Как источник и гарант равновесия в природе и жизни людей он несет на себе печать поэтической веры в изначальную гармонию всего сущего.

Классицистическая интерпретация классики проявляется и в новом взгляде на античность. В эпоху Ренессанса античное наследие было воплощением навыка правильно видеть природу.

При этом во взгляде классицизма на природу: природа – res extensa, бездушный материал, а с другой стороны эстетизированная (одухотворенная) природа источник возвышенного и прекрасного (в силу присущего ей внутреннего закона).

В отношении к античному наследию различаются те же две грани, что и во взгляде классицизма на природу. С одной стороны, мир классической древности— это совершенное подобие природы во всей ее красоте, упорядоченности и богатстве, это сама природа в сфере искусства, составляющая его естественную почву наряду с реальной природой. Опыт классицизма во всех видах творчества утверждает идеальное (то есть в идеале) тождество основных общегуманистических и эстетических критериев с эталонами, завещанными эпохой классики: жизни человеческой в ее непроходящей сути — с жизненными нормами эпохи богов и героев, истории как таковой, в ее главном пафосе — с историей Греции и Рима, гражданственности нового времени — с гражданскими доблестями современников Перикла и Катона, красоты вообще — с красотой в творениях Фидия и Зевксиса. Наиболее плодотворные решения на основе такого мировоззренческого, «органического» взгляда на античность наряду с трагедией дает классицистический синтез архитектуры и скульптуры с живой природой, осуществленный в садово-парковом искусстве, например в версальских садах Ленотра. Еще в 1628 году кардинал Арман де Ришелье начал строить идеальный замок, а точнее город, под названием Ришелье. Проект, созданный Жаком Лемерсье, включал в себя цепь парадных дворов, заставлявших посетителя идти от ворот до входа в замок около полукилометра. Партер имел центральную ось, продолжавшуюся по другую сторону главного дома. Река Марбль превратилась в канал, который не только омывал стоящий на острове замок, но и образовывал поперечную ось. Система из двух перпендикулярных осей оказалась чрезвычайно важной для французского парка. Вокруг располагался целый город с идеальной планировкой в виде сетки

Похожие материалы

Информация о работе