этом произведении предпринимается попытка обоснования княжеской власти в контексте ее примирительной функции, поэтому глава государства рассматривается как посредник в разрешении конфликтов. Князь обязан заботиться о своих подданных, что означает обеспечение безопасности и правопорядка для всего населения.
Дальнейшее развитие государственно-правовой и религиозной мысли связано с последовательным установлением идеи примирения. Так, в одном из первых отечественных религиозно-правовых произведений середины XI в. – «Слове о Законе и Благодати» митрополит киевский Иларион в своей концепции всемирной истории, выдержанной в религиозном духе, отчетливо проводит идею всеобщего мира и согласия у славянских народов, противопоставляя ей агрессию и вражду. В своем труде он писал о равноправии всех христианских народов, неоднократно подчеркивая, что «время избранничества одного народа прошло, поскольку миссия Христа заключалась в спасении всех языков (народов)». Следовательно, Иларион впервые в русской философско-правовой мысли поставил вопрос о мирном сосуществовании народов и договорном разрешении возможных конфликтов.
В свою очередь, ответственность князя перед подданными заключалась в его миротворческой миссии: «блаженны миротворцы, ибо наречены будут они сынами Божьими» (Мф. 5, 9). Глава государства, как утверждал Иларион, «без блазна же перед Богом данные ему люди управившу», ибо он несет ответственность «за труд паствы людий его». Противопоставляя закон благодати, следует отметить, что закон выступает необходимым первоначальным актом человеческого устроения и предтечей благодати. Сам Бог «положил закон на предуготовление благодати». Таким образом, закон обеспечивает национально-этническое существование, вне которого невозможно примирение сторон только на основе моральных норм, как социальных регуляторов поведения людей.
Следует отметить, что для Илариона куда важнее духовная составляющая, основанная на согласии и примирении всех христианских народов, при руководящей роли Великого князя как главного посредника в возникающих политических и правовых конфликтах, нежели даже правовые предписания. Он положил начало русской консервативной государственно-правовой традиции, от которой впоследствии практически не отступали многие русские мыслители. Идея примирения, высказанная Иларионом, получила отражение в последующих летописях, послуживших основой для «Повести временных лет» (начало XII в.) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. В «Повести» прямо осуждаются княжеские усобицы, ослабляющие Русь перед лицом внешнего врага, последовательно отстаивается важность примирения политической элиты того времени как способа сохранения российской государственности.
Исследуя вопрос об истории развития системы правосудия, можно сделать вывод, что изначально оно носило характер общественного правосудия, так как осуществлялось судом посредников, и предшествовало государственному судопроизводству. Развитие суда посредников (пособников) связано с противодействием самоуправству как способу урегулирования разногласий, что проявлялось в праве сильного, нарушая принцип справедливости. «Авторитет пособника, - писал С.А. Муромцев, - это, прежде всего, авторитет дружбы и кулака». Подобные формы свидетельствуют о том, что первоначально разрешение конфликтов находилось в компетенции местного самоуправления. Судьями были наиболее уважаемые представители местного сообщества, разрешавшие возникающие конфликты на основе представлений о добре и зле, т.е. морали. При этом основной целью такого суда было именно примирение сторон, а восстановление справедливости носило вторичный характер. Дело заключалось в том, что «примирители в условиях борьбы за выживание племени при высокой агрессивности его членов исходили в первую очередь из насущной необходимости восстановить мир и стабильность в племени и лишь во вторую - из своих представлений о должном и справедливом». В своей летописи Нестор упоминает о так называемых градских старейшинах, которые «летами, разумом и честию заслужив доверенность, могли быть судиями в делах народных». Можно предположить, что данные лица выполняли не только судейские, но и примирительные функции, а градские старейшины зачастую обеспечивали интересы не только общины, но и ее отдельных представителей.
Тенденция усиления феодальной раздробленности, наметившаяся к XII в., вызывала все большее беспокойство передовых мыслителей Древней Руси, что нашло отражение в «Поучении» князя Владимира Мономаха своим сыновьям. Его усилиями временно возродилось величие Киевской Руси, которое начало клониться к упадку, а также были приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности, и несколько сглажены обострившиеся социальные противоречия. В «Поучении», как своеобразной форме завещания своим сыновьям, он писал, чтобы они были мудрыми, продолжали политику укрепления и единения Русского государства, умиротворения внутренних раздоров в нем. Мудрый князь должен заботиться о мире и согласии в своей земле, быть верен своему слову, данной клятве и избегать усобиц. Для этого нужно, по мысли Владимира Мономаха, активно использовать различные формы примирения и посредничества, не забывая об «убогих», не позволяя «сильным» погубить простого человека и быть милостивым в суде. Таким образом, Владимир Мономах, детализируя поставленную Иларионом проблему ответственности главы государства перед подданными, указывает на необходимость при разрешении споров, организации правосудия отдавать предпочтение примирению, избегая братоубийственных войн, поскольку всем народам есть место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира и согласия.
Исследуя древнерусские летописи и другие литературные произведения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.