Классификация психодиагностических методик. Психодиагностика в практическом смысле. Классификация тестов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психодиагностика

Психодиагностику в практическом смысле - установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика как наука-  область психологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Пд - это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

image006

Классификация психодиагностических методик

По типу применяемых тестовых задач (утверждающие, продуктивные - Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальну .действенные,физиологич)

ПО адресату текстового материала (сознательные, бессознательные)

По форме представления материала (бланковые, технические, сенсорные)

По хар-ру данных использ для результатов (объективны не зависят от испытуемогое, субъективные)

По внутренней структуре методики(мономерные, многомерные)

По типу анализа данных (качественный ч/з научные понятия, колич, данное св-во по сравению с др людьми)

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

Классификация тестов

По предмету тестировнаия (интеллектуальные, личностные, межличностные)

По особенностям используем задач (практические тестовые задания, образные задания, вербальные тесты)

По хар-ру тестового материала (бланковые, аппаратурные)

По объекту оценки (процессуальные процесс взаимоотношений, тесты достижений, тесты состояний и св-в св-ва темперамента)

Проективны тесты (Косвенная оценка психологических качеств человека.

Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, напр. бесформенных пятен)

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности.

Тесты достижений, или  тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.

Основные отличия интервью:

·  непосредственный, прямой контакт исследователя

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
46 Kb
Скачали:
0