Тема 10. Функциональный анализ государственного управления
Вопросы
-
Понятие функции государства и государственного органа
-
Структура функций государственных органов
-
Критерии формирования функций государственных органов
-
Компетенция государственного органа
-
Регламентация функций государственных органов
Литература
-
Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. - М. : Проспект, 2006. - Раздел II. - Темы 6,7. - C. 116-170.
-
Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статус, 2002. - Т.2. - Раздел II. - Глава 7. - §2. - С. 151-311.
-
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : курс лекций. – М. : Омега-Л, 2006. - Раздел II. - Лекция 7. - п.7.1.-7.4. - С. 193-216.
-
Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2008. - Тема 7. - С. 242-281.
Виды государственных функций
Функции государства
Функции
государственного органа
задачи, которые выполняет конкретный государственный орган
задачи, которые решает государство как социальный институт
Функции государства
Базовые
Инструментальные
-
поддержание стабильности и целостности общества
-
охрана конституционно-правового порядка
-
регулирование общественных отношений
-
создание благоприятных условий для развития общества
-
государственный контроль
-
обеспечение национального интереса
-
защита суверенитета
Инструментальные функции
Внутренние
Внешние
-
экономическая
-
политическая
-
административная
-
социальная
-
экологическая
-
сотрудничество с другими государствами
-
поддержание мира
-
защита государства
Определение функции государственного органа
-
установленная статусным актом система или набор видов деятельности, которые данный орган выполняет в отношении управляемых объектов
-
решение органа исполнительной власти, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации, не связанных с непосредственным обращением граждан
Дисфункция государственного управления
-
действия или решения, которые имеют негативные следствия
-
Соотношение функций и дисфункций и дисфункций:
-
любая функция потенциально влечет за собой дисфункцию
-
разделение на функции и дисфункции условно, зависит от позиции субъекта
-
любая функция при нарушении меры становится дисфункцией
Виды функций государственных органов
Общие (универсальные)
Специальные
функции, которые выполняются независимо от специфики органа
конкретные задачи, решаемые государственным органом в соответствии с собственной компетенцией
Виды функций государственных органов
-
политические функции
-
правоустанавливающие функции
-
правоприменительные функции
-
функции по предоставлению государственных услуг
-
Особенности функций государственных органов
-
закреплены нормативно
-
предполагают меры административного воздействия
-
предусматривают ответственность
Политические функции
-
разработка и реализация политики
-
разработка программ и концепций
-
разработка стратегических планов
-
разработка политических предложений
-
анализ и прогноз
Правоустанавливающие функции
-
разработка законопроектов
-
принятие нормативных актов (в том числе форм, стандартов, методик)
Правоприменительные функции
-
решения по конкретным объектам и обстоятельствам
-
финансирование мероприятий
-
обеспечение проведения работ
-
государственный заказ
Общие функции
-
планирование
-
организация
-
регулирование
-
контроль
-
анализ
-
предоставление услуг
-
обеспечение управления
Критерии определения функций государственных органов
-
политические интересы
-
ответственность
-
отсутствие противоречий
-
компетентность
Функции государственного органа
-
установленные в соответствии с нормативными актами и необходимые
-
определенные с нарушением принципов их формирования, не являющиеся необходимыми (несвойственные, избыточные)
Свойственные гос. органу
Несвойственные гос. органу
Функции государственного органа
Несвойственные функции - функции, которые данный государственный орган не может выполнить, поскольку не имеет соответствующих ресурсов, кроме того цели и задачи госоргана, не предусматривают выполнения данных процедур
Избыточные функции - действия, исключение которых позволяет достичь результата без дополнительных затрат (согласования)
Избыточные функции
-
Формально- избыточные (отменены нормативно-правовыми актами, но тем не менее не исключены из положения о государственном органе (лицензирование отдельных видов деятельности)
-
Собственно-избыточные (могут быть легко отменены при изменении нормативной базы, и это не скажется на эффективности управления)
-
Условно-избыточные (функции, которые могут быть устранены в случае изменения организационной структуры)
-
Потенциально-избыточные (трудно сказать, могут ли они быть устранены. Необходим дополнительный анализ)
Критерии определения избыточности функций
-
не закреплена в федеральных законах
-
не содержит действия, связанные с исполнением властных полномочий или совершением значимых процедур
-
не соответствует антимонопольному законодательству
-
может быть передана другим органам
-
может быть передана саморегулирующимся организациям
-
может быть передана другим участникам рынка
Компетенция государственного органа
-
установленный на основании Конституции и законов перечень предметов ведения, в отношении которых конкретный государственный орган может принимать юридически значимые решения
-
Компетенция государственного органа фиксируется в положении о государственном органе!
Определение компетенции государственного органа предполагает
-
выделение предметов ведения
-
определение объектов, в отношении которых осуществляется воздействие
-
определение задач
-
определение правообязанности
-
определение мер должного поведения
Структура положения о государственном органе
-
Общие положения
-
Задачи
-
Полномочия
-
Права
-
Организация деятельности
Общие положения
-
Статус
-
Нормативная основа
-
Органы, с которыми взаимодействует
-
Подчиненность
Задачи (например, из Положения об Управлении по труду и занятости населения области)
-
реализация на территории области в пределах своей компетенции государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения; социально-трудовых отношений; уровня жизни, доходов населения; оплаты труда работников областных бюджетных учреждений; управления охраной труда
-
координация работы по изучению потребности в кадрах и специалистах для отраслей экономики
Полномочия (например, из Положения об Управлении по труду и занятости населения области)
-
разрабатывает в пределах своей компетенции и организует внесение в установленном законодательством порядке на рассмотрение областной Думы, правительства и губернатора области законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов области
-
координирует развитие социального партнерства на территории области
Права (например, из Положения об Управлении по труду и занятости