иудаистско-христианской и впоследствии исламской традиции на место цикличности приходит представление о «конце света» и новом качественном его состоянии после установления божественного царства. В богословских и религиоведческих произведениях подобные концепции ожидания конца света получили название эсхатологических (от греч. еshatos – последний, конечный). Эти религиозные концепции в значительной степени повлияли на последующие философские теории будущего, а также на обыденные представления людей о том, куда идет общество и человек. Так, к важнейшим стереотипам массового сознания относятся представления: об ухудшении и деградации жизни поколений от прошлого к будущему и, в противоположность этому, надежда на «золотой век», ожидания конца света и вера в приход мессии и т.д.
Параллельно с религиозными воззрениями, начиная с середины I тыс. до н.э. развиваются философско-утопические концепции, отличие которых от религиозных состояло в том, что в них то или иное состояние будущего определялось не сверхестественными, внешними для человека причинами, но во многом зависело от стремлений и действий людей.
Так, первые утопии возникли во второй половине I тыс. до н.э. в Древней Греции и в Китае. Содержанием этих утопий была идеализация родового строя (Лао-цзы, Мо-цзы, Эвгемер, Ямбул), либо «рационализация» рабовладения и сословности (Конфуций, Платон).
Второй этап охватывает эпоху средневековья. В странах христианского ареала на формирование утопий ключевое влияние имело христианское мировоззрение.
Третий этап связан с эпохами Возрождения и Просвещения (XVI - первая треть XVIII в.: условно от «Утопии» Мора до «Завещания» Мелье и «Философских писем» Вольтера). В это время рабовладельческие утопии исчезают, а феодальные отходят на второй план, уступая место буржуазным и особенно социалистическим (Мор, Кампанелла и др.). Утопизм наряду с религиозными концепциями будущего становится идеологией буржуазных революций XVI-XVII вв. В нем впервые ставится проблема связи между социальным и научно-техническим прогрессом (Ф. Бэкон).
Четвертый этап охватывает остальные две трети XVIII в. Он отличается от предыдущего резким разрывом с религией и эсхатологией, использованием достижений западноевропейской философии нового времени (Ф. Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Локк и др.), тесной связью с идеологией просветительства (Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеции, Дидро, Лессинг, Гёте, Шиллер, Джефферсон, Франклин, Новиков, Радищев и др.), а также более четким характером конкретных программ политической борьбы. Последнее относится к утопиям Великой французской революции (Бабёф и др.).
Пятый этап приходится в основном на первую половину XIX в. (от Сен-Симона, Фурье и Оуэна до Л. Блана и Кабе, Дезами и Вейтлинга, а в России - до Герцена и Чернышевского включительно).
Шестой этап охватывает вторую половину XIX - начало XX века и характеризуется в основном борьбой марксистской и анархистской утопии.
Седьмой этап (символически - с начала XX в.) можно считать современным. На этом этапе состоялась реализация и крах марксистско-ленинской утопии казарменного социализма. На этом этапе постепенно складывается понимание того, что социальный утопизм - это отнюдь не черно-белое кино с разделением всего и вся на утопическое и реалистическое, а те элементы сознания и нововведения, в том числе политики, которые исходят не из объективных закономерностей и не из промысла божия, а из произвольных представлений о желаемом будущем (которые часто выдаются за научные или за некое откровение). Таким образом, черты утопизма можно найти в политике любого правительства любой страны мира и во взглядах любого политика, философа, ученого, писателя, вообще любого человека[1].
Во второй половине XIX века на основе становления социологических концепций, трактующих социальный прогресс, а также на базе промышленной и технологической революции происходит становление литературного жанра научной и социальной фантастики. Ярким представителем первой стал Ж. Верн, а второй – Г. Уэллс. В их произведениях будущее рисовалось исходя из технологических и социальных преобразований, которые должны быть предприняты людьми, чтобы преодолеть ту массу социальных проблем, которые накопились к указанному времени.
Кроме художественных произведений, провидению будущего был посвящен также жанр научной публицистики. Наиболее значительной из такого рода работ явилась книга Г. Уэллса «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901), в которой нашли отражение его социалистические воззрения.
В более позднее время Западе стали появляться и фундаментальные монографии о конкретных перспективах развития науки, техники, экономики и культуры. К числу наиболее значительных из них можно отнести труды
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.