Философия нового времени и эпохи Просвещения. Социокультурные условия формирования новой философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Идеи мыслителей Возрождения были развиты философами Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Родоначальником материализма Нового времени и методологии науки был Ф. Бэкон (1561 – 1626)  – английский философ.  Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Остатки органических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться. Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения, который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс, этот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса, почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям, и в действительности Бэкон играл в философии роль реформатора. Но обставлена она была классическими декорациями. Провозгласив принципиально новую  ориентацию и значимость философии, Бэкон в понимании если не задач, то объёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции,  одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще, которое надолго укоренится в англо- саксонском обиходе.

Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в  изучении, как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения. И в месте с тем этот родоначальник сциицизма в философии, если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты, в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода, который соотносится с непосредственным значением этого древнегреческого термина << философия >> -- любомудрие.

   Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой, разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будущем обществе.

В отличие от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки. Она не может быть целью самой по себе, знанием ради знания, мудрости ради мудрости. Конечная цель науки -- изобретения и открытия. 

Главный труд Ф. Бэкона – “Новый Органон”. Название это не случайное. В нем сознательно противопоставлено новое понимание науки тому, на которое опирался “Органон” Аристотеля.    

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принцип методологии исследования историко-философского процесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень. И хотя сам Декарт, в конечном счете, склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований французского ученого первоначально была математика. Как явствует из "Правил для руководства ума", математические размышления переросли в методологические, в сущности неотделимые от философских. Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значительно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, получивших название "Частные мысли

Такой выход означал активность в исследовании различных областей

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
86 Kb
Скачали:
0