Социально-философская концепция Льва Сапеги. Философско-правовые идеи античных философов

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет Транспорта

СУРС №1

по Философии

на тему:

«Социально-философская концепция

Льва Сапеги»

студента группы ЭС-21

  Научный руководитель:

 Гомель

2003

Наряду с гуманизмом на формирование философско-социологических взглядов мыслителей прогрессивного направления в Великом княжестве Литовском известное влияние оказали философско-правовые идеи античных философов, в частности правовые идеи, философия Аристотеля, а также идеи римского права. Одним из находившихся под влиянием этих идей, а также концепций гуманизма, был вице-канцлер Литвы, издатель и редактор третьего «Литовского Статута» Лев Сапега (1557-1633) из старейшей, чарейской линии магнатского рода Сапегов, сын Ивана Ивановича Сапеги, старосты драгичинского и подстаросты оршанского, и Багдано Друтской-Саколинской. Писарь великий ВКЛ в 1581-85. подканцлер в 1585-89, канцлер в 1589-1623, воевода виленский с 1625. Православный, учился у кальвинистский учителей в Несвижи, в 1570-73 в Лейпцигском университет, где перешёл в кальвинизм. Хорошо знал иностранные языки. В 1579-81 во главе гусарской хоругви принимал участие в Ливонской войне 1558-83гг. Вместе с канцлером А.Б.Воловичем и подканцелром К.Радзивилом участвовал в создании Трибунала Великого княжества Литовского. В 1584 подписал в Москве соглашение о новом перемирии. В 1586 перешёл в католичество. Во время бескоролевья в 1587 г. предложил план федерации Польши, ВКЛ и Московского государства с одним королём, которым предлагался царь Фёдор Иванович. Когда этот план не был реализован, поддержал кандидатуру Жигимонта III Вазы. Возглавлял соймовую комиссию по подготовке Статута Великого княжества Литовского 1588, редактировал его тест и финансировал его издание в виленской печатни Мамоновичей. С 1589 года, как канцлер стал руководителем внешней и внутренней политики ВКЛ. На царском соборе в Бресте в 1596 как королевский комиссар выступил в защиту царской унии. По его приказу в 1594-1607 были заново переписаны книги Метрики Великого княжества Литовского, чтобы при использовании они не приходили в непригодность. В 1600-01 возглавлял посольство в Москве, в результате которого перемирие было продлено ещё на 20 лет, однако государственной унии с Москвой не добился. Сапега не поддержал Лжедмитрия I, так как считал, что лучше заключить унию с Московским государством. В 1609, убедившись, что уния с Москвой не состоится, выступил за войну Речи Посполитой с Москвой 1609-18гг. и поддержал Лжедмитрия II. Участвовал в осаде Смоленска и поддержал кандидатуру королевича Владислава Жигимонтавича на московский трон. В 1617-18 гг. Содействовал организации и финансированию похода королевича Владислава на Москву, выставил гусарскую и пехотную роты и сопровождал Владислава до Вязьмы. В октябре 1618г. Вернулся к королевичу в под Москву, в Тушино. Участвовал в переговорах с московскими послами, в результате которых было подписано Девлинское перемирие 1618г. После убийства униятского полоцкого архиепископа Иасофата Кунцевича витебскими бравославными мешанами в 1623 году, Сапега возглавлял судебную камисию, которая вынесла суровые наказания участвника убичства. В 1625г. участвовал в войне Речи Посполитой со Швецией 1600-29гг. во главе дивизии  в Инфлянтах. В своей политике отстаивал суверинитет ВКЛ в составе федеративной Речи Посполитой, неотступно придерживался 12-го артикула 3-го раздела Статута ВКЛ 1588г., который запрещал раздавать польской шляхте имения и должности в ВКЛ. Сапега был одним из богатейших магнатов ВКЛ, имел свои имения с центром в Ржанах, Друи, Лепеле и др. Владел Брестским, Слонимским, Могилёвским и др. староствами. Имел своими военными отрядами. Содействовал развитию белорусского книгопечатания. В Ружанах собрал большую библиотеку.

Сапегу в панегириках того времени называли литовским Солоном, он пропагандировал и отстаивал теорию естественного права. Место церковной догмы и божественного права заняло в его мировоззрении право человеческое. Интересы государства он поставил на первое, а интересы религии – на второе место. Так, в письме архиепископу И.Кунцевичу, написанном в 1622 г., Л. Сапега утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам господствующего класса и оказывать помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0