Вероятность вывода неполной индукции также значительно возрастает, если избежать следующих ошибок индуктивного обобщения: 1) ошибки, называемые «поспешным обобщением» (когда не учитываются все обстоятельства, которые может быть и являются причиной изучаемого явления); 2) ошибки, называемые «после этого, значит, по причине этого».
Научная индукция. Методы научной индукции. Высшим видом индукции является научная. Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общий вывод о всех предметах этого класса. В отличие от неполной индукции через простое перечисление при отсутствии противоречащего случая научная индукция имеет своей главной задачей поиск существенных связей, прежде всего, причинно-следственных.
Для выявления причинно-следственных связей между явлениями научная индукция выработала особые методы, среди которых чаще всего используются четыре: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений. Не редко в научной индукции применяется и сочетание методов.
Необходимо иметь в виду, что применение этих методов научной индукции связано с рядом допущений: 1) предшествующее явление рассматривается как сложное, состоящее из простых обстоятельств – A,B,C,D; 2) каждое из этих обстоятельств считается относительно самостоятельным, не взаимодействующим с другими; 3) предполагается, что другие обстоятельства не существуют.
Метод сходства связан со сравнением ряда обстоятельств, вызывающих какое-либо явление, и определением тех (одного или более) обстоятельств, которые могут быть причиной данного явления. Он формируется следующим образом: если два или более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, вероятно, и есть причина данного явления. Метод сходства называют иногда в этой связи методом нахождения сходного в различном. Например:
1) при обстоятельствах ABC возникает явление K;
2) при обстоятельствах ADE возникает явление K;
3) при обстоятельствах AEM возникает явление K.
По-видимому, обстоятельство A есть причина K.
Метод различия. Для умозаключения о причине явления посредством метода различия необходимо иметь два случая. Случай, в котором изучаемое явление присутствует, и случай, в котором оно отсутствует. Эти два случая должны быть подобраны таким образом, чтобы они были сходны между собой во всех обстоятельствах, кроме одного, присутствующего лишь в первом из них. Сравнивая первый случай со вторым, мы на основании свойства причинной связи можем заключить, что разница этих двух случаев в действиях есть результат разницы их обстоятельств. Например:
При условиях ABCD возникает явление K.
При условиях BCD не возникает явление K.
Обстоятельство A есть причина K.
Метод различия называют также методом нахождения различного в сходном. Его общее правило можно сформулировать так: если случай, в котором изучаемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, отличаются только одним обстоятельством, то последнее, вероятно, и есть причина исследуемого явления. Таким образом, следует обратить внимание, что реализация этого метода требует выполнения следующих операций:
1) поиск предшествующих обстоятельств, которые могут быть причиной изучаемого явления;
2) исключение обстоятельств, которые не могут быть его достаточными основаниями;
3) определение единственного обстоятельства, которое и будет выступать искомой причиной.
Из всех методов научной индукции метод различия является наиболее эффективным. Он связан с экспериментом, его выводы более достоверны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.