Градусник - термометр; поварежка – половник – черпак; варежка – рукавица; опять – снова – вдругорядь; зарплата – получка; резинка – стёрка – стирка – ластик; передник – фартук; книголюб – библиофил; гладить – утюжить; ватник – стёганка – телогрейка; прекрасный – превосходный; исключительный – экстраординарный – эксклюзивный; бумажник – портмоне; дипломат – кейс; брадобрей – цирюльник – парикмахер.
Задание 3: Приведите примеры ситуаций, в которых человек дает свою оценку языковым фактам и пытается в той или иной степени регулировать использование языка.
Задание 4: Что такое оценочное (коннотативное) значение слова? Найдите разные определения этого понятия в учебной и научной литературе. Процитируйте их. Из каждого ряда слов выпишите слова а) с положительной оценкой; б) с отрицательной оценкой. Дайте толкование всем словам ряда (1).
(1) помощник, пособник, сподвижник, зачинщик;
(2) провокация, поддержка, подтасовка, фальсификация, дискриминация, дискредитация, одобрение, забота;
(3) собрание, сборище, содружество;
(4) беспардонный, дружелюбный, внимательный, отвратительный, скверный, одиозный, чудесный, отменный;
(5) умница, глупец, неряха, невежа, богатырь, герой, лох;
(6) братоубийственный, братский.
Задание 5: Из каждого ряда выберите по одному слову, употребите его в предложении в переносном значении и определите, какую оценку (положительную или отрицательную) выражает при этом слово? Какие особенности семантики данных слов позволяют вам употреблять их в контексте с тем или иным оценочным значением? При выполнении задания пользуйтесь словарями.
(1) нора, конура, конюшня, хлев
(2) волк, осел, корова
(3) орёл, петух, курица
(4) дубина, пень, тряпка, креме́нь.
Задание 6: а) Что такое метафора? Какие модели метафоры вам известны? Приведите примеры. б) Исследователи указывают на повышенную метафоричность языка современных СМИ. Найдите в газетных текстах так называемые «медицинские» и «жаргонизирующие» метафоры. С какой целью используют их авторы?
1. Болезнь суверенизации оказалась заразной.
2. Естественно, что выплатить сразу всем пенсионерам немыслимо, тем более, что деньги не могут лежать в бездействии, они «крутятся».
3. Все началось с коллапса производства.
4. Мафиозные разборки в Москве стали происходить в самых неожиданных местах.
5. Болячек накопилось столько, что удивительно, как еще дышим. Тут вам и гиперинфляционный криз, и энергетическая кома, и раковая опухоль коррупции, и эпидемия преступности. Не говоря уже о национальных психозах, недержании власти и истощении центральной нервной системы управления.
6. Сначала она отказывалась есть, пить, называть свое настоящее имя. Потом «раскололась», подумав, что все бессмысленно.
7. Руководитель компании «Ренессанс - Капитал» заявил, что трех крупных акционеров Новолипецкого металлургического комбината просто «кинули».
Задание 7: Из «Словаря московского арго» В.С. Елистратова (Москва: 1994) выписаны предложения. Найдите в них слова молодежного жаргона. Объясните их значение. Замените жаргонизмы общеупотребительными словами, что изменится? Что, по-вашему, делает жаргонную лексику такой привлекательной для говорящих (пишущих)? В чем вы видите опасность жаргонизации современной речи?
Я слышала, ты, Димуля, жужжишь, тебя и по телевизору показывают, как Пугачеву.
Жужжать (жарг.) – выделяться на общем сером фоне, пользоваться успехом, быть известным, модным; процветать, преуспевать.
Я слышала, ты, Димуля, процветаешь, тебя и по телевизору показывают, как Пугачеву.
1) Ты меня совсем забодал сегодня.
2) Ну-ка, тамада, крякни что-нибудь судьбоносное.
3) Что-то он мне жевал вчера, а чего, не помню, фигню какую-то.
4) Когда я увидел его наглую рожу, я просто выпал.
5) Да не навяливайся ты ко мне, у меня в холодильнике ветры дуют.
Задание 8: Из любого толкового словаря (не позднее 1985 г. издания) выпишите 30 слов: 15 - с пометой «разг.» (разговорное), 15 – с пометой «простор.» (просторечное). Чем сходны и чем различаются эти группы слов? С какой целью разговорные и просторечные слова используются на страницах современных газет? Приведите примеры неоправданного, с вашей точки зрения, использования сниженной лексики в газетах.
Задание 9: Что такое эвфемизмы? С какой целью они используются в устной и письменной речи? Приведите примеры.
Задание 10: Что такое омонимы, омофоны, омографы и омоформы? Кратко расскажите о путях появления омонимов в языке и об их стилистических функциях.
Задание 11: Что такое неологизмы? Слова, приведенные ниже, разделите на 1) языковые неологизмы и 2) окказионализмы. Ответ мотивируйте.
аэробика, рыночники, антирыночники, хитростройка, арт-тусовка, блок-бастер, аутсайдер, нью-воришки, спёрбанк, антиельцинский, видео-контрабанда, наркобизнес, прихватизация, чубайсизация, Афган, ОМОН, зюганизация, басаевцы, консалтинг, гиперинфляция, бизнес-класс.
Задание 12: Ниже приведены примеры заголовков из современных газет
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.