Какие из положений античной риторики были освоены и развиты русскими риторами?
Отметить, какие из этих утверждений правильны:
1. Риторика зародилась в Древней Греции.
2. Риторика зародилась в Древнем Риме.
3. Аристотель – ученик Платона.
4. Сократ – ученик Демосфена.
5. Аристотель – учитель Александра Македонского.
6. Основатель науки риторики – Аристотель.
7. Основатель науки риторики – Цицерон.
(Ответ следует оформить так: Правильные ответы: № 1….. и т.д.)
№1
Дайте письменно ответы на следующие вопросы:
1. В чем разница между вербальными и невербальными сигналами?
2. Какие функции выполняют невербальные сигналы?
3. Какие виды невербальных сигналов выделяются?
4. Как соотносится информативность вербальных и невербальных сигналов?
5. Кто лучше распознает невербальные сигналы – мужчина или женщина?
6. Какая позиция усиливает коммуникативную позицию человека?
7. Влияет ли прическа, цвет волос, силуэт говорящего на доверие к этому человеку?
8. Надо ли смотреть собеседнику в глаза? Как? В каких случаях?
9. Перечислите открытые и закрытые жесты и позы.
10. Что такое риторические жесты? Почему они так называются? Для чего они нужны?
11. Как используется дистанция для усиления коммуникативной позиции?
12. Перечислите функции улыбки.
№2
Прочитайте текст, дайте письменно ответы на вопросы к тексту:
«Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться… - думал Кунин. – Как в Риме у св.Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота».
Но молитвенное настроение его рассеялось в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и начал обедню. По молодости лет, попав в священники прямо с семинарской скамьи, отец Яков не успел еще усвоить себе определенную манеру служить. Читая, он как будто выбирал, на каком голосе ему остановиться, на высоком теноре или жидком баске; кланялся он неумело, ходил быстро, царские врата открывал и закрывал порывисто… Старый дьячок, очевидно больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений.
(А.П.Чехов. «Кошмар».)
1. Чем был разочарован Кунин во время богослужения?
2. Почему быстрота и резкость движений неуместны для священника?
3. В каких еще случаях от резких движений следует отказаться?
4. Какие невербальные средства обнаруживают неопытность священника?
№3
Прочитайте текст и дайте письменно ответы на вопросы:
Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием.
(Л.Н.Толстой. «День Петра».)
1. Какие жесты сопровождают поведение Петра?
2. О чем свидетельствует каждый жест?
№4
Прочитайте текст и дайте письменно ответы на вопросы:
Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней…
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
- Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
- Ах, да, - сказала она. «Вы ничего не заметили?» – сказал ее взгляд.
(Л.Н.Толстой. «Война и мир».)
1. В каких местах отрывка описывается информация, которая передается невербально. Как именно она передается?
2. Есть ли в отрывке несоответствия между словами и невербальными средствами? Подтвердите текстом. Чем обусловлено это несоответствие?
Тема: «Факторы эффективного вербального речевого воздействия»
№1
Дайте письменно ответы на следующие вопросы:
1. Каковы возможные цели общения?
2. Какое речевое воздействие можно считать эффективным?
3. Объясните разницу между эффективным и результативным речевым воздействием
4. Какие основные коммуникативные барьеры?
5. Что входит в нормы речевого этикета?
6. Из чего состоят нормы культуры речи?
7. Как установить благоприятный для общения контакт с собеседником?
8. Каким содержанием должна быть наполнена речь, чтобы она была эффективной?
9. Какие приемы усиления убедительности выступления существуют?
10. Что такое конкретизация обобщенного слова и что такое конкретизация
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.