1. Функции и принципы журналистики. Функции журналистики – характеризуют совокупность ее обязанностей в обществе. Вообще же исходная роль журналистики – коммуникативная – ф-ция общения, налаживания контакта. Функции журналистики:
Организационная - призывает, к тем или иным массовым правовым действиям. Сформировать общ. мнение с ясными оценками и четкими предложениями. Кроме того жур-ка как четвертая власть в государстве может играть управленческую роль в отношении массового сознания. Идеологическая - призывает к сознанию аудитории, носит идейно-воспитательный хар-р деят-и жур-ки по формированию сознания масс. Идеология может быть научной, религиозной, светской и т.д. СМИ играют роль «путеводителя», формируют отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведение. Жур-ка имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни. Таким образом задача заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные сведения об отдельных явлениях.
Культурно-рекреативная - воспитывает, развивает, расслабляет. Культурная или культурно-образовательная: не имеет такой яркой социальной направленности, как идеологическая ф-ция, ее цель – обогатить внутренний мир чел-ка, способствуя всестороннему его развитию. Именно жур-ка делает культуру доступной для самых широких кругов.
Рекр. ф-цию можно назвать «всепроникающей», так как эффективного выполнения всех др. ф-ций можно добиться только если материалы читаются, смотрятся, слушаются с удовольствием, приносят интеллектуальное наслаждение. Но есть и такие материалы в СМИ, которые выполн. исключительно эту ф-цию – развлекательные. Цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга. Рекламно-справочная – удовлетворение запросов разных слоев аудитории. ЭСМИ – информирование, эстетическая, общение (ток - шоу), радио – будильник. Разные СМИ наполняют перечисленные функции разным содержанием в зависимости от тех взглядов, которых они придерживаются.
Принципы: Принципы журналистики это отражение социальных задач общества. Принципы жур-ки - средства, которыми пользуется журналистика в достижении своих целей. Партийности, правдивости, объективности, народности, массовости, демократизма, патриотизма, интернационализма, гуманизма. Действие принципов журналистики в творческом процессе определяется не желанием журналиста, а объективной необходимостью их применения, вытекающей из творческих задач, объекта отображения, требований анализа.
2. Журналистика как система средств массовой информации.
Журналистика как всякая серьезная деятельность в обществе представляет собой социальный институт, социальную систему. Деятельность жур-ки может быть успешной только в том случае, если выполнение ее функций в различных социальных слоях будет распределено между большой совокупностью изданий и программ. Поэтому неизбежно закономерное возникновение множества различных газет, журналов, каналов радио и ТВ. В европейских странах сначала возникло книгопечатание (15-16 вв), затем газеты и чуть позднее (17 – нач. 18 вв) – журналы. В сер. 19 в. - развернулась деятельность информационных агентств, в пер. пол. 20 в. началось широкое распространение радиовещания и ТВ. В 21 в. полное развитие получает и-нет.
Подсистемы жур-ки:
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги), фиксацией информации на бумажном листе. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (как радио и ТВ). Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношения прессы и аудитории:
1. возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер.
2. существует возможность отложить чтение какого-то материала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.