Место электронных СМИ в общественной жизни и в системе массовой коммуникации. Функции ТВ и радио, страница 2

4.  Жанры теле- и радиожурналистики (2 часа).

Заметка. Отчет. Выступление. Комментарий. Дискуссия. Пресс-конференция. интервью. Репортаж.

5.  Прямой эфир. Приобретения и потери (2 часа).

Сегодняшний прямой эфир — результат демократизации и гласности в обществе. Умение провести передачу в прямом эфире — это наличие эрудиции и культуры, знание предмета, безукоризненная речь, истинный профессионализм. Роль обратной связи. Достоинства прямого эфира: пробуждение общественного сознания, демонстрация технических возможностей, оперативность, дешевизна в подготовке, возможность познакомиться с героем передачи в его истинном виде (без приукрашивающего монтажа) и т. д.

Недостатки: грязь (творческая и техническая в эфире), наивная вера во всеобщую телефонизацию, одинаковость формы, соответствующий отбор вопросов ведущими, неумение ведущего справиться с хронометражем и т. д.

Передачи, созданные в эстетике прямого эфира, «12 этаж».

Темы курсовых  работ

1.  В эфире — новости.

Анализ новостной программы одной из местных телекомпаний (тематика, верстка, ведение, съемки, музыкальное оформление, роль режиссера, монтаж и т. д.).

2.  ТВ — творчество коллективное.

(На примерах телекомпаний, где нынче работают или были на практике, размышления о работе режиссера, телеоператора, монтажера, муз. редактора, главного редактора, осветителя в конце концов. Их влияние на создание передачи).

3.  Приобретения и потери прямого эфира.

(На примерах сегодняшних телепередач, идущих в прямом эфире).

4.  Что вы цените в телевизионных ведущих.

(Достоинства и недостатки на примерах ведения московских и местных передач разных телеканалов).

5.  Что такое клиповое мышление.

(Анализ достоинств и недостатков современных клипов. Принципы их создания).

6.  «Чтобы помнили», «В поисках утраченного», «Серебряный шар» — что общего и в чем отличие этих программ.

7.  Мое видение молодежной программы.

(Содержание, форма, манера ведения, музыка и т. д.).

II. Самостоятельная работа студентов (51 час.)

Студенты должны самостоятельно знакомиться с рекомендуемой литературой, уметь проанализировать прочитанное. Это не только учебник по телевизионной журналистике, но и обязательные книги В. Саппака, В. Ткачева и т. д.

III. Вопросы к экзамену

После прослушанного курса лекций — экзамен в виде устных ответов и обязательного устного подробного анализа собственной новостной программы: жанры, хронометраж, периодичность в эфире, режиссура, манера ведения, операторская работа и т. д.

IV. рекомендуемая литература

Основная

  1.  Багиров Э., Кацев И. Телевидение — XX век. — М., 1968. (1 экз.)

  2.  Базен А. Что такое кино. — М., 1972. (1 экз.)

  3.  Борецкий Р. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. — М., 1990. (2 экз.)

  4.  Вильчик В. Под знаком ТВ. — М., 1987. (1 экз.)

  5.  Кузнецов Г. Журналист на экране. (2 экз.)

  6.  Саппак В. Телевидение и мы. — М.. 1988. (2 экз.)

  7.  Телевизионная журналистика. Учебник. Кузнецов Г. — М., 1994. (2 экз.)

Дополнительная

  8.  Ткачев В. Синяя птица телевидения. — Владивосток, 1997. (1 экз.)

  9.  Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. — М., 1990. (1 экз.)

10.  Юровский А. Телевидение — поиски и решения. 2-е изд. — М., 1983. (2 экз.)

VI. технические средства обеспечения дисциплины

Видеоматериалы фильмотеки кафедры ТВ и радиовещания: записи телепередач, фрагментов художественных, документальных фильмов.

Составитель                                                                   //