4. Жанры теле- и радиожурналистики (2 часа).
Заметка. Отчет. Выступление. Комментарий. Дискуссия. Пресс-конференция. интервью. Репортаж.
5. Прямой эфир. Приобретения и потери (2 часа).
Сегодняшний прямой эфир — результат демократизации и гласности в обществе. Умение провести передачу в прямом эфире — это наличие эрудиции и культуры, знание предмета, безукоризненная речь, истинный профессионализм. Роль обратной связи. Достоинства прямого эфира: пробуждение общественного сознания, демонстрация технических возможностей, оперативность, дешевизна в подготовке, возможность познакомиться с героем передачи в его истинном виде (без приукрашивающего монтажа) и т. д.
Недостатки: грязь (творческая и техническая в эфире), наивная вера во всеобщую телефонизацию, одинаковость формы, соответствующий отбор вопросов ведущими, неумение ведущего справиться с хронометражем и т. д.
Передачи, созданные в эстетике прямого эфира, «12 этаж».
1. В эфире — новости.
Анализ новостной программы одной из местных телекомпаний (тематика, верстка, ведение, съемки, музыкальное оформление, роль режиссера, монтаж и т. д.).
2. ТВ — творчество коллективное.
(На примерах телекомпаний, где нынче работают или были на практике, размышления о работе режиссера, телеоператора, монтажера, муз. редактора, главного редактора, осветителя в конце концов. Их влияние на создание передачи).
3. Приобретения и потери прямого эфира.
(На примерах сегодняшних телепередач, идущих в прямом эфире).
4. Что вы цените в телевизионных ведущих.
(Достоинства и недостатки на примерах ведения московских и местных передач разных телеканалов).
5. Что такое клиповое мышление.
(Анализ достоинств и недостатков современных клипов. Принципы их создания).
6. «Чтобы помнили», «В поисках утраченного», «Серебряный шар» — что общего и в чем отличие этих программ.
7. Мое видение молодежной программы.
(Содержание, форма, манера ведения, музыка и т. д.).
Студенты должны самостоятельно знакомиться с рекомендуемой литературой, уметь проанализировать прочитанное. Это не только учебник по телевизионной журналистике, но и обязательные книги В. Саппака, В. Ткачева и т. д.
После прослушанного курса лекций — экзамен в виде устных ответов и обязательного устного подробного анализа собственной новостной программы: жанры, хронометраж, периодичность в эфире, режиссура, манера ведения, операторская работа и т. д.
1. Багиров Э., Кацев И. Телевидение — XX век. — М., 1968. (1 экз.)
2. Базен А. Что такое кино. — М., 1972. (1 экз.)
3. Борецкий Р. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. — М., 1990. (2 экз.)
4. Вильчик В. Под знаком ТВ. — М., 1987. (1 экз.)
5. Кузнецов Г. Журналист на экране. (2 экз.)
6. Саппак В. Телевидение и мы. — М.. 1988. (2 экз.)
7. Телевизионная журналистика. Учебник. Кузнецов Г. — М., 1994. (2 экз.)
Дополнительная
8. Ткачев В. Синяя птица телевидения. — Владивосток, 1997. (1 экз.)
9. Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. — М., 1990. (1 экз.)
10. Юровский А. Телевидение — поиски и решения. 2-е изд. — М., 1983. (2 экз.)
Видеоматериалы фильмотеки кафедры ТВ и радиовещания: записи телепередач, фрагментов художественных, документальных фильмов.
Составитель //
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.