Художественно-публицистические жанры. Эмоционально-художественное обобщение познанного. Предмет отображения

Страницы работы

53 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Вопрос 15. Художественно-публицистические жанры.

Эмоционально-художественное обобщение познанного.

Предмет отображения – тот же, что и у аналитической журналистики: ситуация, процесс, личность

Метод отображения – наглядно-образный.

Целевая функция – оценка и выявление причинно-следственных связей объекта отображения

Эта группа жанров считается наиболее сложной, вершина журналистского мастерства. Были очень востребованы в советское время, применялись как инструмент для пропаганды достижений советского строя и обличения буржуазного мира. Сегодня в некотором «загоне», мало востребован массовой журналистикой, требует высокого культурно-образовательного уровня аудитории и вдумчивого, тщательного чтения (как, впрочем, и аналитика), в особенности читателю необходимо знание художественной культуры, в частности литературы. Сейчас часто служат локальным задачам, востребованы в предвыборных кампаниях (например, портретный очерк о кандидате либо производственный очерк о предприятии кандидата).

Условно делятся на позитивные и негативные.

Жанры:

1)  Очерк: соединяется репортажное и исследовательское начало, результаты облекаются в художественную форму, в результате чего текст близок к малым формам художественной литературы. Неслучайно, знаменитые очеркисты – Горький, Чехов (Остров Сахалин) – являются классиками русской литературы. Сплетено информационное и аналитическое начало, высший уровень обобщения – не аналитическое обобщение, но художественное обобщение; король художественно-публицистических жанров. Сегодняшний очерк тяготеет к документальной насыщенности, зачастую – в ущерб художественности. Очеркистов называли – «писатель в газете». Сильна драматургическая жилка.

Ø  Портретный очерк

Ø  Проблемный очерк

Ø  Путевой очерк (Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву, Чехов, Остров Сахалин): один из наиболее ранних жанров

2)  Фельетон: с французского feuille – лист, листок. Изначально – подвал. Выдающиеся фельетонисты – Салтыков-Щедрин, Дорошевич, Амфитеатров, Кольцов, Ильф и Петров. Предмет отображения – «социальное зло», которое надо осмеять, представить в гротескном, комически нелепом виде и тем самым – презреть. Был взят на вооружении партией в качестве регулятора общественного мнения, канализации его в нужное русло. С распадом СССР фельетон перестал быть «ударным» жанром, затерялся в череде бесконечных расследований, разоблачений. «Зла» стало столько, что смех уже оказался бессилен: стало не до смеха. Не каждый острый факт подходит для фельетона (например, нельзя использовать трагические события), нужен особый «фельетонный» факт, в котором в свернутом виде содержатся черты к-л явления. Сатирический жанр

3)  Памфлет – в переводе с греческого «все воспламеняю». Тоже сатирический жанр, но иной градации – более жесткий, резкий, бескомпромиссный. Уничтожить, испепелить противника. Как правило, направлен против конкретной личности, которая воспринимается как вопиющее социальное зло, более персонализирован. Памфлетисты – Писарев, Горький. Идеологичный жанр.

4)  Пародия (например, на литературное произведение)

5)  Сатирический комментарий: оперативный жанр, схож с аналитическим комментарием, проигрывает фельетону в уровне обобщения (пример – Жизнеспособность Политических Субъектов в АиФ; предмет – высказывания к-л людей)

6)  Житейская история: развернутый вариант мини-истории

7)  Легенда

8)  Эпиграф

9)  Эпитафия: буквально – «надгробная надпись», предмет отображения

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
358 Kb
Скачали:
0