Вопрос 15. Художественно-публицистические жанры.
Эмоционально-художественное обобщение познанного.
Предмет отображения – тот же, что и у аналитической журналистики: ситуация, процесс, личность
Метод отображения – наглядно-образный.
Целевая функция – оценка и выявление причинно-следственных связей объекта отображения
Эта группа жанров считается наиболее сложной, вершина журналистского мастерства. Были очень востребованы в советское время, применялись как инструмент для пропаганды достижений советского строя и обличения буржуазного мира. Сегодня в некотором «загоне», мало востребован массовой журналистикой, требует высокого культурно-образовательного уровня аудитории и вдумчивого, тщательного чтения (как, впрочем, и аналитика), в особенности читателю необходимо знание художественной культуры, в частности литературы. Сейчас часто служат локальным задачам, востребованы в предвыборных кампаниях (например, портретный очерк о кандидате либо производственный очерк о предприятии кандидата).
Условно делятся на позитивные и негативные.
Жанры:
1) Очерк: соединяется репортажное и исследовательское начало, результаты облекаются в художественную форму, в результате чего текст близок к малым формам художественной литературы. Неслучайно, знаменитые очеркисты – Горький, Чехов (Остров Сахалин) – являются классиками русской литературы. Сплетено информационное и аналитическое начало, высший уровень обобщения – не аналитическое обобщение, но художественное обобщение; король художественно-публицистических жанров. Сегодняшний очерк тяготеет к документальной насыщенности, зачастую – в ущерб художественности. Очеркистов называли – «писатель в газете». Сильна драматургическая жилка.
Ø Портретный очерк
Ø Проблемный очерк
Ø Путевой очерк (Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву, Чехов, Остров Сахалин): один из наиболее ранних жанров
2) Фельетон: с французского feuille – лист, листок. Изначально – подвал. Выдающиеся фельетонисты – Салтыков-Щедрин, Дорошевич, Амфитеатров, Кольцов, Ильф и Петров. Предмет отображения – «социальное зло», которое надо осмеять, представить в гротескном, комически нелепом виде и тем самым – презреть. Был взят на вооружении партией в качестве регулятора общественного мнения, канализации его в нужное русло. С распадом СССР фельетон перестал быть «ударным» жанром, затерялся в череде бесконечных расследований, разоблачений. «Зла» стало столько, что смех уже оказался бессилен: стало не до смеха. Не каждый острый факт подходит для фельетона (например, нельзя использовать трагические события), нужен особый «фельетонный» факт, в котором в свернутом виде содержатся черты к-л явления. Сатирический жанр
3) Памфлет – в переводе с греческого «все воспламеняю». Тоже сатирический жанр, но иной градации – более жесткий, резкий, бескомпромиссный. Уничтожить, испепелить противника. Как правило, направлен против конкретной личности, которая воспринимается как вопиющее социальное зло, более персонализирован. Памфлетисты – Писарев, Горький. Идеологичный жанр.
4) Пародия (например, на литературное произведение)
5) Сатирический комментарий: оперативный жанр, схож с аналитическим комментарием, проигрывает фельетону в уровне обобщения (пример – Жизнеспособность Политических Субъектов в АиФ; предмет – высказывания к-л людей)
6) Житейская история: развернутый вариант мини-истории
7) Легенда
8) Эпиграф
9) Эпитафия: буквально – «надгробная надпись», предмет отображения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.