Журналистика накануне и в период Великой Отечественной войны. Средства массовой информации во время великой отечественной войны и в послевоенный период

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вопрос 18. Журналистика накануне и в период Великой Отечественной войны.

Освещение СМИ войны началось с освещения пакта Молотова-Риббентропа, который подавался как пакт о ненападении, а в реальности был пактом о разделе мира.

1935-1941 странный период для советской журналистики. С одной стороны – дружеское отношение к Германии, убежденность в ее безопасность для СССР, следовательно, начало второй Мировой не катастрофично, пресса никак не ощущает угрозы. С другой стороны – постоянная военно-патриотическая пропаганда, бдительность, в любой момент встать на защиту Родины, «Красная Армия всех сильней!», хотя в реальности требовалось перевооружение, а не было средств, большинство опытных командиров были расстреляны. Хотя реальность показывала несовершенство советской армии (война с Финляндией, события на Халхин-Голе и озере Хасан)

В итоге – страна и СМИ абсолютно не готовы к войне.

Понадобилось некоторое время, чтобы СМИ перестроились и стали инструментом мобилизации трудового народа. Создано Совинформбюро, важнейшая роль – проводное радио, голос Юрия Левитана, читающего сводки бюро, каждый день начинается и заканчивается с этих сводок.

Понадобилась серьезная перестройка структуры СМИ: исчезли многие отраслевые, специализированные издания, сократились тиражи и количество газет, в газетах появились военные отделы, создана сеть фронтовых газет – около 700, главная военная газета – Красная звезда, в которой печатаются Гроссман, Симонов, Эренбург. На флоте – Красный флот, плюс возникли другие флотские газеты. Сеть тыловых газет – лозунг: Все для фронта, все для победы». Кроме того – подпольные и партизанские издания, листовки, плакаты. Сеть профашистских изданий и радиостанций, недолго просуществовали – до освобождения от оккупации. Роль крупнейших писателей и поэтов. Симоновское «Жди меня» - заклинание. Были изданы соответствующие директивы: «О мобилизации журналистских кадров в военную печать», «Об организации партийно-политической работы в условиях войны», «О работе военных корреспондентов на фронте».

Даже во время осады и бомбежки городов, газеты продолжали выходить и радио продолжало вещать. Примеры – Вечерняя Москва, оборона Одессы, Ленинградская правда, Сталинградская правда.

Ленинградская правда стала чуть ли не личным врагом Гитлера, ее не раз пытались разбомбить, но журналисты остались живы и газета регулярно выходила, за исключением одного выпуска, когда полностью подготовленный номер не мог быть отпечатан из-за отключения электричества. Тираж Правды доставлялся в Ленинград самолетом, летчики рисковали жизнью.

Освещение героических подвигов Зои Космодемьянской, дивизии панфиловцев (неравный бой с танками), Николая Гастелло (самолет на колонну танков), Александра Матросова.

Производственные темы всецело посвящены созданию военной – тыловой – экономики, переводу заводов в тылу на выпуск военной продукции. Затем – восстановление народного хозяйства после освобождения оккупационных районов от захватчиков. Однако недоработка: мало писали о героических подвигах деревни, которая была вынуждена обеспечивать продовольствием армию и тыл, а ведь кормильцы деревни ушли на войну.

Освещалась международная жизнь: создание антигитлеровской коалиции США, Англии, СССР. Перепечатывались отдельные статьи крупнейших западных газет, потепление международной обстановки. Разъяснение политики СССР в освобождаемых землях восточной Европы: воин-освободитель – передовая статья. Острый вопрос – отношение к немецкой нации. Виновна ли вся нация или только правящая верхушка? Полемика

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
199 Kb
Скачали:
0