Социальная ответственность журналиста. Концепция социальной ответственности. Примеры законодательного обеспечения социальной ответственности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вопрос 25. Социальная ответственность журналиста

Любая профессия подразумевает ответственность за результаты своего труда. Особенно это важно в тех профессиях, которые работают с душой и телом человека – медицина, психология, журналистика. Ведь если врач своей некомпетентностью нанес непоправимый вред здоровью человека, то никто не сомневается в том, что такой врач должен быть уголовно наказан.

Социальная ответственность СМИ – это ответственность перед обществом, общественностью, аудиторией СМИ. Она необходима, потому что человек использует СМИ для принятия жизненно важных решений, СМИ ориентируют человека в пространстве и времени. Если СМИ называют себя четвертой властью, то у них – как и у всякой власти – должна быть пропорциональная объему власти отвественность.

В журналистике ситуация примерно та же самая, проблема только в том, что отследить связь душевного состояния человека и сообщения (или группы сообщений) СМИ гораздо сложнее. Особенно ярко это проявляется в те исторические периоды, когда страна находится в кризисе либо в процессе перехода от одного состояния к другому. Яркий пример – 90-е годы.

Четыре теории прессы: авторитарная (СМИ на службе государства), теория свободы печати, или либертарианская (полной свободы прессы), теория социальной ответственности СМИ, и советская теория печати как проводника партийной идеологии в жизнь

Ельцин придерживался либертарианской теории печати, что привело ко многим негативным явлениям СМИ, как, впрочем, и отдельным позитивным.

Негативными явлениями стали:

1)  Вольная и невольная выдача секретов государственной важности (два года не было закона о гостайне)

2)  Падение морально-этического уровня журналистики: исчезновение запретных тем, снятие практически всех табу, повсеместное проникновение в частную жизнь любого лица

3)  Полная зависимость СМИ от спонсоров – тех или иных властных и бизнес-структур

4)  Заметное преобладание негативных сообщений над позитивными – депрессивный характер журналистики как таковой (здесь же особенность восприятия: негатив с большей охотой воспринимается публикой как новость и помнится дольше; позитив же все чаще воспринимается как «заказуха»).

5)  Как следствие вышеперечисленного – падение престижа журналистики как профессии и колоссальная потеря доверия к журналистскому слову

Путин придерживается концепции ответственной свободы СМИ, которая подразумевает ответственность за журналистское слово. Как проявляется на практике концепция социально-ответственной журналистики?

За рубежом. Наглядный пример – Великобритания. В качественной газете Guardian есть специальный сотрудник – омбудсман, или редактор от читателей. Он рассматривает все жалобы, которые поступают от читателей, а также ведет специальную колонку, которую редактор не вправе запретить, в которой может выступать с собственными расследованиями, пишет об опечатках, недочетам в работе редакции, публикует читательские письма с претензиями. Общенациональная структура в Великобритании – Комиссия по жалобам на прессу, в которую любой желающий может подать претензию на СМИ. (Напоминает Комитет по защите прав потребителей в России.) И действительно, если можно пожаловаться на производителя некачественных кроссовок, то должен быть и соответствующий орган для жалоб на СМИ. В своей работе Комиссия руководствуется Кодексом практической деятельности журналиста, где в 16 параграфах описывается, что нельзя делать английскому журналисту. Причем это негосударственная структура, а общественная, создана журналистским сообществом Великобритании, и в нее охотно обращаются многие граждане Великобритании, предпочитая такой способ традиционным судам (туда в свое время обращались Тони Блэр и Джоан Роулинг). А англичане больше доверяют тем газетам, которые публикуют следующую фразу: «Газета признает Кодекс практических правил, разработанных Комиссией по жалобам на прессу, и издается на этой основе». Такие вот технологии саморегулирования прессы. Подобные структуры работают и в других европейских странах.

В России в редакциях нет специальных сотрудников, уполномоченных принимать жалобы от читателей. Саморегуляцией (или самоцензурой) занимается редактор и редколлегия. Впрочем, и сам журналист должен заниматься самоцензурированием самого себя, ибо этические принципы проявляются не только на стадии написания текста, но и на стадии отбора материала, а эту стадию редактор проконтролировать не может.

Примеры законодательного обеспечения социальной ответственности:

1)  В случае теракта в России запрещено показывать перемещения

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0