Национально-исторические особенности развития журналистики Японии. Своеобразное явление во всей истории прессы

Страницы работы

Содержание работы

27. Национально-исторические особенности развития журналистики Японии.

Своеобразное явление во всей истории прессы представляет японская журналистика. Причин этому несколько. Первая - географическое положение страны – на островах. Из-за этого возникла обособленность общества – технические новинки извне доходили с большим опозданием, культура Японии «варилась в собственном соку». В итоге эта культура даже сейчас (после открытия Японии всему миру) представляет собой нечто самобытное, не всегда понятное западному уму. Первые японские газеты -  появились в городе Осака в начале XVII века. Первая газета, найденная историками, датирована 1615 годом. Она дала названия всем остальным газетам этого типа -  "Иомиури каварабан", что в переводе с японского означает "читать и передавать оттиск". Первые периодические издания – газеты и журналы появились в стране во времена сегуната. Сначала в стране издавались просто переводы иностранных газет. Европейцы привезли в Японию не только образцы современной техники, но и передали японским газетчикам навыки и традиции газетного дела. Это способствовало появлению и развитию национальной прессы. 3 февраля 1867 года власть перешла от сегуната в руки микадо. (Микадо – титул императора Японии) Буржуазная революция Мэйдзи, произошла в 1968 году, реформы Мэйдзи немедленно отразились на всех областях общественной жизни – экономике, политике, культуре.  И на развитии прессы – не в последнюю очередь. Собственно, 1968 год можно считать годом зарождения прессы в Японии в современном понимании этого слова. Пресса стала развиваться просто астрономическими темпами. Законодательство о печати было достаточно мягким и гуманным. Этим быстро воспользовались представители либерально настроенного дворянства и буржуазии. На страницах газет они выражали свое недовольство непродуманными реформами. Но продолжалось это недолго. В 1869 году был опубликован  указ «Об издании и распространении газет». Сделано это было с целью упорядочить газетное дело, поощрить выпуск проправительственных изданий, заставить замолчать оппозицию. Над издательским делом был установлен контроль. Первая японская ежедневная газета - "Йокогама Симбун" - начала выходить в декабре 1870 г. Эту газету принято считать подлинно японской. Самой влиятельной в то время считали газету "Нитинити симбун". Тираж ее достигал 40-50 тыс. экз. В 1873 году начал выходить в свет один из первых японских журналов – «Мэйроку дзасси». Издание это было рассчитано в основном на ученых. Только 4 года спустя появились первые популярные журналы. В 1875 году был пересмотрен закон о прессе. Теперь журналисты за критические статьи о деятельности правительства  могли быть уволены с работы или даже попасть в тюрьму. Правительственные чиновники получили право закрывать газеты и конфисковать тираж. В конце 70-х - начале 80-х годов в стране одна за другой стали выходить все новые и новые газеты, публиковавшие беспристрастную информацию. В 1879 г. в городе Осака была основана газета "Асахи симбун". С 1881 г. началось использование газет в качестве печатного органа политических партий. Через них партийные лидеры пропагандировали свои взгляды, привлекали сторонников, требовали от правительства  создания нормальных условий для работы журналистов. В итоге они добились своего. И 26 декабря 1887 года вышел новый закон, который провозгласил «свободу печати». «Свобода печати» - это слишком громкое название.  Если раньше для издания газеты или журнала нужно было получить официальное разрешение от правительственных органов, то теперь можно было лишь поставить их в известность. Теперь право закрывать неугодную газету или конфисковывать тираж имел только министр двора, тогда как раньше это сделать мог и губернатор префектуры. Журналы политического толка долгое время не могли утвердиться на журнальном рынке. Для этого были две причины – правительственные вестники не сумели завоевать себе постоянной аудитории читателей, а журналы оппозиции запрещались правительством - их взгляды были излишне демократичными. Полиция штрафовала и бросала в тюрьмы редакторов и журналистов неугодных им изданий. Число политических журналов увеличилось только во второй половине 80х годов. В 1888 году практически одновременно вышли в свет первые японские женский, философский и просветительский журналы. В 1889 году стал выходить первый детский журнал, ставший вскоре самым популярным журналом страны. Но даже его тираж, самый высокий по тому времени, насчитывал всего 10 тысяч экземпляров. И только в январе 1895 года появился впервые журнал с 50тысячной аудиторией – «Тайё» («Солнце»). Очень повлияла на японскую прессу японо-китайская война 1894-1895 года. В мелких газетах появились военные репортажи, которые повысили их тиражи. В этот период появились две газеты, тесно связанные с военными кругами, - «Асахи симбун», выходившая в Осаке, и токийская «Тюо симбун». Японо-китайская война повлияла также на появление газет в японской провинции.

Резкое увеличение тиражей, которое стало возможным в 90-е годы вследствие, а также рост рекламного дела превратили газеты в крупные коммерческие предприятия. Начало 90-х годов ознаменовалось созданием информационных агентств. Два крупнейших (на сегодняшний день) агентства появились практически одновременно. «Хакуходо» основал в 1895 году Хиронао Секи. Агентство «Дэнцу», появилось позже, в 1901 году. До появления этих агентств газеты в Японии занимались сбором рекламы самостоятельно. Теперь подход к рекламе стал более профессиональным. В 1910 году «Хакуходо» совершило настоящую сенсацию на японском рекламном рынке, агентство выкупило под рекламу всю первую полосу самой популярной газеты «Токио Асахи». 22 марта 1925 года начала вещание общественная токийская корпорация "Токио Броадкастинг Стэйшн". В феврале 1926 года правительство Японии приняло решение объединить "ТБС" с подобными радиостанциями в Нагое и Осаке в единую Радиовещательную корпорацию Японии - NHK. Через несколько месяцев была создана общенациональная вещательная корпорация с охватом всей аудитории страны, затем началось вещание и за рубеж. Первая успешная экспериментальная телепередача был проведена в мае 1939 года в Токио. Но днем рождения японского телевидения принято считать 1 февраля 1953 года (начались регулярные передачи NHK). В истории страны было два крупных события, стимулировавших интерес японцев к приобретению телевизионной техники. Первое – это бракосочетание нынешних императора Акихито и императрицы Митико, состоявшееся в 1959 году; второе – Олимпийские игры 1964 года в Токио. Перед каждым из этих торжеств количество купленных телевизоров резко возрастало. В данный момент в Японии имеются пять общенациональных метровых телеканалов. Кроме того, миллионы японцев смотрят платное спутниковое и кабельное телевидение. Наиболее популярны выпуски новостей, телевизионные спектакли, концертные программы и спортивные передачи - особенно бейсбол. Японское телевидение испытывает сильное западное влияние, хотя собственно импортные программы не занимают большого места в сетке вещания. Именно японцам принадлежит идея "реального ТВ" - шоу, в которых обычных людей ставят в необычные ситуации.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0