Теория и практика создания телевизионного сценария, устройство телевизионного павильона, возможности видеокамеры, звукозаписывающей аппаратуры, установка света, монтажная аппаратура, страница 2

1.  Различная длина сцен, мера подробности повествования, чередование прямого и отраженного действия, прошлое и будущее. Намеренное нарушение хронологии событий в драматизации экранного повествования («Земляничная поляна» И. Бергмана, «Покаяние» — Грузия-фильм, Т. Абдуладзе).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.  Какова роль сценариста в создании экранной образности. Как Вы понимаете коллективность творчества на ТВ.

2.  Что такое ассоциативность ремарки. На чем держится динамика развития сюжета.

3.  Как Вы понимаете принцип контрапункта (полифонии).

4.  Для чего используется нарушение хронологии событий в композиции сценария, как это делается.

5.  Как создается глубина кадра. Что такое мизансцена.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1.  Ток-шоу. Западные тенденции и отечественные приобретения. Роль ведущего, цели и задачи различных циклов. Режиссерское решение.

2.  Комическое на экране. Становление жанра. Обретения и промахи режиссуры. Игровые моменты, анимация, мера условности.

3.  Что такое клиповое мышление? За и против. Проблемы и поиски музыкального жанра. Сюжетное решение клипа и набор кадров.

4.  Музыкальное шоу. Отбор материала, оформление, режиссура, дикторский текст. Вкус и ремесленничество.

5.  Режиссерское решение мыльных опер, виды монтажа, динамика действия. Успехи и промахи.

6.  Сценарное мастерство как искусство, ремесло, бизнес.

7.  Режиссер, оператор, сценарист – содружество или диктат. Работа над передачей. От замысла к воплощению. Наблюдения и собственный опыт.

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1.  Знакомство с периодическими изданиями (журналы «Искусство кино», «Киносценарии»).

2.  Знакомство с научной и научно-популярной литературой по кино- и телережиссуре.

3.  Написание литературных сценариев постановочных передач.

III. ПРОВЕДЕНИЕ экзамена

Экзамен проводится на основании выполненных творческих письменных работ («Литературный сценарий») и контрольных вопросов по теме. Отдельно оценивается курсовая работа (зачет).

IV. рекомендуемая литература

Основная

  1.  Борецкий Р. А., Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики. — М., 1987. (1 экз.)

  2.  Телевизионная журналистика: учебник под ред. А. Юровского. — М.: МГУ, 1994.     (2 экз.)

  3.  Юровский А. Телевидение — поиски и решения. 2-е издание. — М., 1983. (1 экз.)

Дополнительная

  1.  Александров Г. В. Эпоха и кино. — М., 1983. (1 экз.)

  2.  Дэвис Д. Азбука телевидения. — М., 1962. (1 экз.)

  3.  Куржиямская А. М. Рапсодии телеэкрана. — М., 1983. (1 экз.)

  4.  Маматова Л. Искусство кино. — Пермь, 1961. (1 экз.)

  5.  Пудовкин В. Кинорежиссер и киноматериал. (Соч. в 3-х тт.). — М., 1974, т. 2. (1 экз.)

  6.  Саппак В. Телевидение и мы. — М., 1988. (1 экз.)

  7.  Юткевич С. Контрапункт режиссера. — М., 1960. (1 экз.)

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.  Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана. Учебное пособие. — М., 1995.

2.  Гаймакова Б. Д. Методика и практика редактирования телевизионных передач. Методическое пособие. — М., 1975.

3.  Привалова Н. К. Композиция передачи как система средств выражения ее идеи. — М.: Институт повышения квалификации работников телевидения, 1996.

VI. технические средства обеспечения дисциплины

1.  Просмотр видеозаписи передач, творческие дискуссии.

2.  Просмотр фрагментов художественных и телефильмов в качестве иллюстраций к лекционному материалу.

3.  Используется просмотровый зал, телевизионный павильон, видеокамеры, монтажное и компьютерное оборудование.

Составитель                                                         /Л. В. Гончарова/