Рецензия на спектакль «Поминальная Молитва» театра имени М. Горького.
Что бы что-то начать обсуждать, необходимо определиться с темой разговора. О чем этот спектакль? О любви – на примере дочери молочника и портного? Или об извечной еврейской теме, насколько трудно им живется, и жилось в России? А может о религии, об отношениях между православной церковью и еврейской культурой и верой? На мой взгляд этот спектакль о всех перечисленных темах и о многих других дополнительно.
Если говорить об игре актеров. То мне бы хотелось начать с того, что я смотрела этот спектакль более года назад, но я до сих пор помню свои ощущения во время монологов Тевье (Владимира Сергиякова). Он прекрасно завладевал вниманием всего зрительного зала. Когда он говорил, было ощущение, что он смотрит в глаза именно вам и все его слова адресованы тоже только для вас. Таким образом, начинаешь не только понимать героя, но и чувствовать его. Затем появляются слезы, от сочувствия к его горю. А если говорить о последнем диалоге Голды, я не театральный критик, но мне хочется сказать всего одно слово – Сильно. Ее последние слова еще долго оставались в памяти. После сцены смерти этого персонажа, не прекращаешь задавать вопрос – сколько еще может выпасть испытаний на одного человека (Тевье)? На достойного человека, не совершавшего ни чего плохого. Гонения со стороны правительства, причем не за нарушения закона, а просто за то, что ты другой. Сцена, когда полиция совершает разгром, заставляет задуматься над тем, что не так много изменилось с тех пор. Его сначала предупреждают, о том, что произойдет, а потом совершается действие. Это предупреждение олицетворяет наше русское безрассудство. Каждый по отдельности понимает, что так поступать нельзя, но все вместе начинают мыслить как толпа. И результат такого поведения – это невиновная жертва. Жертва евреев за то, что они не имеют права так жить. Жить не кому, не мешая, не совершая ни чего плохого и быть просто другими. В этом спектакле, на мой взгляд, обращено внимание, на то, что России постоянно кто-то мешает, если этот кто-то приспосабливается жить на ее территории. Здесь это показано на примере Евреев.
Так же поднимается тема религии. На примере отношений Цейтл и портного. Они любят друг друга, искренне, да все бы хорошо, да - бы мешает. Цейтл еврейка, а он православный. И развития их отношений означают ссору с ее семьей, так как венчаться она будет по традициям православной церкви. Тевье таким образом отказывается от дочери, которая предпочла, против отцовской воли уйти из семья и выбрала любовь. На эту тему происходит диалог Тевье со священником. И мы начинаем понимать, на сколько мы сами себя вгоняем в рамки условностей. Ведь по большому счету это разговор не только еврея и православного, но и просто двух хороших людей, желающих паре влюбленных счастья. Тевье как отец, в любом случае хочет, чтоб его дочь была счастлива. А священник их хочет помирить. И мы понимаем, что объективных причин мешающих это сделать нет. Но мешают различия в обычаях. Значит не достаточно любить и просто быть хорошим человеком. Необходимо быть еще обязательно только евреем или только православным. Нас эта тема приводит к тому, что мы начинаем искать выход для героя, сочувствовать ему. И понимаем, чтоб разрешить эту проблему необходимо перешагнуть за рамки поставленных условностей.
Если говорить о юморе в постановке, то вспоминаются все еврейские шуточки. Многие, из которых я уже не повторю. Но они так лаконично вставлены в действие, что начинаешь понимать, что в быту евреи могут отшутиться на любую тему. И это всегда будет к месту.
Дальневосточный государственный университет.
Рецензия на спектакль «Поминальная молитва» театра имени М. Горького.
Подготовила:
Приняла:
Владивосток 2009.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.