4. Совр. Концепции ТВ.
Макклюэн
САППАК
Лассуэл
За последние десятилетия 20 в. мир существенно приблизился к тому, чтобы стать в информационном смысле “глобальной деревней”. Термин пущен в научный оборот канадским профессором Маршаллом Маклюэном, подчеркнувшим сходство информационных процессов в традиционном небольшом поселении и на всей планете, когда она становится единым телекоммуникационным пространством. Событие, происшедшее на одном краю “деревни”, тут же становится известно всем ее обитателям и активно обсуждается, так как затрагивает интересы всех. Разумеется, не в одном ТВ тут дело. Угроза разрушительных межнациональных конфликтов в мире, насыщенном ядерными и химическими технологиями, экологические беды привели к ощущению земного шара как единого и не слишком большого поля существования человека. И телевизионная сиюминутная связь каждого со всем миром представляется теперь столь же естественной, сколь необходимой.
Существенным дополнением этой глобализации интересов зрителя, неким уравновешивающим течением все более заметно проявляется локализация. Бум местного, в первую очередь кабельного, ТВ. Стремление каждого зрителя сформировать персональную телепрограмму.
Маклюэн: М - идея, что СМИ явл. пределом распространения чела. Мистицизм М порой приводил его к надежде, что электр. цивилизация совершит мощный духовный прорыв и приведет челство к непосредственному контакту с Богом. Рассматривая тв, М подчеркивал, что это мозаичное средство общения, образующееся из множества точек и пятен, сталкивает на экране "все времена и пространства одновременно". Оно может из любого малозначимого события, пустяка создать сообщение всемирного значения. Зритель активно участвует в освоении тв мозаики: из увиденного каждый складывает свою картинку в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения, и даже степени внимания в конкретный момент. Ввел термин "глобальная деревня". Когда инфо путешествует со скоростью электричества, линейная четкость печати сменяется ощущением "все-здесь-и-немедленно". Все, что угодно, везде, где угодно, происходит одномоментно. Нет четкого порядка или последовательности. Это и есть смысл "глобальной деревни": мы находимся в пределах досягаемости одного голоса или звука. Для М такое будущее несло огромный риск массового террора и было чревато ужасом. По М, контент не есть "программирование". Настоящий контент любого средства распространения инф - это пользователь этого средства. Печать - это горячо. Телевидение - это холод. "Горячие" медиа рассчитаны на пассивное потребление. "Холодные" медиа предполагают и поощряют активное участие. Говоря "горячо", М имел в виду те медиа, что насыщены инфо и не требуют деятельного участия пользователя. Радио является "горячим", поскольку челский голос в нем усилен, а челская речь стандартизирована, тем самым объем интерпретации, необходимый для понимания, уменьшен. Слушатель радиопередачи получает богатый поток инфо, который проходит через его уши прямо в мозги. И наоборот: телезритель глубоко вовлечен в процесс, поскольку низкое разрешение экрана и его мозаичность требуют большего мысленного участия. Тв предполагает наличие иронических комментариев от зрителей, которые постоянно вынуждены собирать воедино в своем сознании картинку.
Владимир Саппак не сомневались в духовной миссии телевидения. Без книги В. Саппака «Телевидение и мы» невозможно себе представить вещание 60-х годов. Художественность и нравственность, - настаивал автор в своих размышлениях, - неразделимы. Был убежден, что наше доверие к человеку в кадре зависит от его способности оставаться на экране самим собой, ибо если ты говоришь перед объективом одно, а думаешь совершенно другое, то само телевидение выступает разоблачителем /«рентген характера»/.« Разгадать каждого человека, который попал в орбиту внимания передающих камер, в каждом увидеть личность , увидеть событие ... Может быть, тут - первоэлемент телевидения как искусства?».
Для большинства телепрактиков эта книга стала библией. Поразительные наблюдения, тонкие и одновременно дерзкие обобщения ее автора, к сожалению, почти неизвестны нынешним дебютантам, чьи суждения все еще пребывают на досаппаковском уровне, хотя книга была переиздана еще дважды.
Саппак вскрыл сущность функционирования телевидения, определил его место и роль в жизни людей, а также спрогнозировал модель будущего телевидения, которая, как видно из современных дней, оказалась во многом прорицательной и верной. Основные свойства ТВ - импровизационность, документальность, интимность (Саппак В. "Телевидение и мы". - М.,1963). Природа контакта человека на экране с человеком у экрана. Умение зрителя устанавливать этот контакт в процессе восприятия, знакомства с "живыми" людьми.
ТВ как электронное средство "синхронного" наблюдения за "живой" жизнью
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.