Одобрено методической комиссией факультета журналистики « 1 » ноября 2003 г. Председатель МКА. |
«УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета / В. В./ « 15 » декабря 2003 г. |
дисциплины
специальность 021400-журналистика
факультет журналистики
кафедра телевидения, радиовещания и технических средств
курс IV (ОЗО), семестр —
лекции 16 (час.)
практические занятия —
семинарские занятия —
лабораторные работы —
всего часов 16
самостоятельная работа (час.)
реферативные работы не предусмотрены
контрольные работы не предусмотрены
экзамен —
зачет зачет
Рабочая программа составлена на основании Типовая программа отсутствует.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики « 1 » ноября 2003г.
Заведующий кафедрой / /
Составитель(ли) Тамара Анатольевна, к. и. н.
Программа спецкурса «Личность и телевидение» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Цель курса — показать, что такое личность на экране и каково значение ее в формировании общечеловеческих ценностей.
предметом изучения данного спецкурса является личность на телевизионном экране.
Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Психология личности», «Этика», «Культурология», «Телевизионная журналистика».
По завершению обучения по дисциплине студент должен:
— владеть навыками телевизионного общения;
— иметь представление об индивидуальных стилях на экране;
— владеть навыками культуры речи;
— уметь анализировать работу телеведущих.
1. Ведущий на экране: образ и путь к зрителю (4 часа).
Понятие индивидуума, индивидуальности. Личность как целостность и единство. Творческая личность. Телевизионный экран. Взаимоотношения экрана и личности. Специфика экрана, его особенности. Телевидение как «измеритель» личности.
Телевидение — предмет изучения социологов и психологов. Психологическая компетентность — необходимость для работников телевидения. Умение владеть голосом, речью, правильным произношение, жестом, телодвижением. Значение невербальных средств на ТВ. Некоторые психологические основы восприятия и построения текста. Логически-смысловое прочтение текста. Интонирование, темпо-ритм, тембр голоса. Воздействие звукового рисунка на зрителя.
Телевизионный образ. Что участвует в его создании? Как вызвать доверие и уважение зрителя?
2. Советы от Бруса Льюиса (4 час).
Профессия ведущего. Ее особенности. Какие природные и приобретенные качества нужны ведущему телевидения?
Единство человеческих, этических и профессиональных качеств. Возрастание значения человеческой индивидуальности на экране. Дефицит интеллигентности на телевизионном экране.
Каковы мы? — основной вопрос телевизионного «человековедения».
Духовность — важнейшая целостная характеристика личности.
Культура мысли, слова и поведения на экране.
Как найти себя сегодня в море ведущих?
3. Полистилистика на экране или полифония индивидуальных стилей (4 часа).
Рождение полистилистики (полифонии — многоголосия) на экране. Новая интонация, ритмика. Тенденция к лаконизму, емкому комментарию. Энергичный, напористый темп. Раскованность, открытость. И вместе с этим — потеря профессионализма, низкая речевая культура, тотальная ирония, самолюбование, доходящее до телеэгоцентризма, неумение слышать (не слушать, а именно слышать). Обилие телевизионных шоу с разными ведущими — тоже примета времени.
Телевизионная галерея: портреты ведущих разных телеканалов.
4. Раскрыть человека… (4 час).
Телевидение сегодня: утрата такого качества как созидательность. Вернуть на экран человека, личность как самоценность — задача трудновыполнимая (как и возврат самоценности Слова).
Эмпатические свойства телеведущего — путь к раскрытию человека на экране.
«Быть хорошим человеком на съемках не менее важно, чем быть профессионалом», — одна из главных формул телевидения.
1. Знакомство с периодическими изданиями (газеты — «Культура», «Известия», «Литературная газета», «Независимая газета», «Общая газета» и др.; журналы — «Журналист», «ТЭФИ. Обозрение», «Вестник МГУ. Серия Журналистика»).
2. Знакомство с научной и научно-популярной литературой по телевидению.
3. Просмотр телепередач. Цель — анализ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.