Система знаний о закономерностях исторического развития в целом, телевидения и радиовещания в частности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

История телевидения и радиовещания

специальность       021400-журналистика

факультет         журналистики

кафедра        телевидения, радиовещания и технических средств

курс  II (ОЗО), семестр   4

лекции  20 (час.)

практические занятия  —

семинарские занятия   —

лабораторные работы   —

всего часов  20

самостоятельная работа  (час.)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

экзамен   экзамен

зачет 

Рабочая программа составлена на основании    Типовая программа отсутствует.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики « 1 » ноября 2003г.

Заведующий кафедрой                                          / /

Составитель(ли)     , к. и. н.


Пояснительная записка

Программа курса «История телевидения и радиовещания» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса — дать ясное и четкое представление его слушателям об истории развития отечественного радиовещания и телевидения, ибо без этого нельзя понять настоящее и представить будущее.

Преподавание этого курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Основы журналистики: радио и телевидение», «Отечественная история».

По завершению обучения по дисциплине студент должен:

—  овладеть системой знаний о закономерностях исторического развития в целом, телевидения и радиовещания в частности;

—  иметь представление об этапах развития радио и телевидения в России;

—  знать основные тенденции, характерные для того или иного исторического периода, имена людей, создавших историю радио и телевидения;

—  уметь анализировать современные радиовещание и телевидение.

I. Содержание дисциплины

1. Радио: предыстория и начало. (4 часа).

А. С. Попов и его последователи.

Нижегородская лаборатория и ее значение. Социально-технические предпосылки рождения радио. Радиогазеты — основная форма вещания 20-х годов.

Художественное радиовещание: рождение и становление

«Радиомузыка», «Радиопонедельник».

Закон о свободе микрофона, его значение. Формы работы, репродуктивность. Театр у микрофона, первые опыты. Зарождение детского вещания.

2. 30-40-е годы в развитии радиовещания. (4 часа).

Дискуссии и споры. Организационные меры по развитию радиовещания в стране.

Формы работы, жанры. Влияние культа на деятельность радио. Темы эфира. Имена первых репортеров, очеркистов.

Радио в годы великой отечественной войны.

Его организационная и мобилизующая роль. Перестройка вещания. Ленинградское радио — особая страница в истории радиовещания.

3. Телевидение: 30-70-годы. От дилетантизма к профессионализму. (4 часа).

Телевидение 30-х годов.

Опыты, эксперименты, механическое ТВ. Переход к электронному. Творческие поиски на экране. Экспериментальный период.

50-е годы или Шаболовка, 53.

Возобновление работы телевидения в послевоенный период. Переход телевидения от экспериментального к массовому. 50-е годы — детство, отрочество отечественного ТВ. Тенденции, характерные для данного этапа развития. Имена тех, кто начинал.

Телеэкран 60-х годов.

Телеинформация. Рождение телепублицистики. Утверждение человека на экране 60-х годов. Личность ведущего. Рождение новых форм на телевидении.

Профессионализм телевидения 70-х годов.

Основные тенденции. Международная информация на экране: место и значение.

Популярные передачи, передачи-долгожители. Игровой и документальный телефильм.

4. Перестройка и телевидение. (4 час).

Вторая половина 80-х годов — «говорящие головы». Черты демократизации экрана. Ленинградское ТВ (Санкт-Петербургское): «Пятое колесо», «Общественное мнение», «Музыкальный ринг», «600 секунд».

Останкино: «До и после полуночи», «Взгляд», «Двенадцатый этаж».

Передачи — вестники перестроечного периода.

5. Радиовещание и телевидение 90-х годов: плюсы и минусы.

(4 час).

Коммерциализация. Многообразие каналов вещания (количественное и качественное). Время — деньги. Место рекламы в эфире. Воздействие ИЭЗ (информационно-эмоционального заряда). Борьба за слушателя и зрителя.

II. Самостоятельная работа

  1.  Изучение литературы по истории радиовещания и телевидения.

  2.  Работа с периодической печатью по теме.

  3.  Просмотр телепередач (цель — анализ).

  4.  Прослушивание радиопередач (цель — анализ).

III. вопросы к экзамену

  1.  Социальные и технические предпосылки рождения радио.

  2.  Ток-шоу «Я сама»: анализ передачи.

  3.  Художественное радиовещание 20-х годов. Закон о свободе микрофона.

  4.  КВН: вчера и сегодня.

  5.  ТВ 30-х годов: творческие поиски.

  6.  Международная информация на экране 70-х годов.

  7.  А. С. Попов, его изобретение.

  8.  Нижегородская лаборатория. Место в истории развития радиотехники.

  9.  ТВ 90-х годов: основные черты.

10.  Портрет ТВ 70-х годов.

11.  Популярные литературно-музыкальные и детские передачи на радио 60-х годов: их характеристика.

12.  Телевидение России: характеристика канала.

13.  Радио 30-х годов: формы работы, жанры.

14.  Ваша любимая теле- радиопередача сегодня? Ее характеристика.

15.  Б. Ляшенко и его книга «Радио без тайн».

16.  Дискуссии и теории по развитию радио в 30-е годы.

17.  Телеинформация на экране: путь от «Последних известий» до «Вестей» и современного «Времени».

18.  Радиовещание в годы Великой Отечественной войны.

19.  Телевидение 50-х. «Шаболовка-53» — источник по изучению ТВ этого периода.

20.  Ленинградское телевидение второй половины 80-х годов.

21.  В. Ружников «Так начиналось…» — источник по изучению радиовещания

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
53 Kb
Скачали:
0