Особенности творческого метода: реалист, но сочетает авантюрный сюжет с глубоким философским, политическим, психологическим проблематикой.
1955 – «Тихий американец». Два главных героя – Пайл (сотрудник американского посольства). Место и время действия – 50-х годов, Вьетнаме, «грязная» война. Второй герой – Фаулер.
Энтони Берджис (1917 – 1993)
1962 – роман «Заводной апельсин». Время и место действия – Лондон, недалекое будущее.
Главный герой – молодой бандит Алекс. После эксперимента лишается выбора. Берджис против этого.
Роман «Человек из Назарета» – версия жизни Христа (перед нами – живой человек).
Роман «Вожделеющее семя» – описана Англия будущего, когда человечество страдает от перенаселения.
«Сердитые молодые люди» – классический реализм, но большая эмоциональная сила суждений, не показан выход, идеал.
Причины появления:
– «холодная война» развела надежды на преодоление экономических и идеологических противоречий.
– тяжелое экономичсекое положение Англии 50 – 60 гг.
«счастливчик Джим»(К. Эмис) – 1954 год.
«спеши вниз»
Пьеса Джона Осборна «Оглянись в огне»
Жанр философского романа
Обращались к серьезным философским проблемам. У. Голдинг, А. Мердок, Джон Фаулз.
Голдинг
Для него человек – существо двойственное.
Основная проблематика творчества:
– природа зла в человеке
- проблема технического прогресса, его двойственность.
– проблема неоднозначности развития человеческой цивилизации.
Все это есть в «Повелителе мух». Одно из имен дьявола – Вельзевул 9»Повелитель мух») – тема зла заявлена уже в названии.
Проблема цивилизации
«Чрезвычайный посол» – проблема технического прогресса. Действие – 2 век до нашей эры.
Духовный прогресс, не подкрепленный духовным развитием – это очень опасно.
Пьеса « Медная бабочка» – тот же сюжет.
Повесть «Воришка Мартин». Главный герой всю жизнь прожил как потребитель.
«шпиль». Действие – Средневековье. Главный герой – отец Джослин. Шпиль – символ неоднозначности развития цивилизации. Стоит ли прогесс жизни хотя бы одного человека?
«Ритуал на море» «Зримая тьма» – романы 80-х годов.
Мердок
Философские истоки творчества
1. Философия экзистенциализма. Основная категория – абсурда. Мир изначально абсурден. Другая категория – выбора: человек может выбирать.
2. Философия платона: человек изначально стремится к добру.
Герои Мердок – на 2 категории: те, кто способен к саморазвитию, и наоборот.
Платон: высшая любовь – ученика к учителю.
«Сон Бруно». Бруно – энтомолог. Перед смертью он понимает, что всю жизнь прожил как эгоист.
«Черный принц». Тема любви и смысла творчества. Главный герой – Бредли Пирсон. Роман написан в форме его дневника. Антагонист – Арнольд Баффин.
Роман «Море, море»
Фаулз
Один из основателей англ. Постмодернизма.
Основная тематика творчества
– самопознания – поиска своей подлинной личности, не навязанной извне.
– «элефтерия» (свобода). Самопознание – неотъемлемая часть свободы.
«Коллекционер». Главный герой – фредерик Клегг (человек духовно неразвитый). Миранда – противоположность, молодая художница. Роман построен в форме их дневников. Все герои соотносятся с героями шекспировской «Бури». Миранда осознает, что в том, что Клегг стал таким есть и ее вина (интеллигенция отстранена от простого народа).
«Аристос» – изложение фил. Взглядов.
1966 – «Маг» – герой постепенно познает себя и перерождается духовно.
69 год – 2Женщина франц. Лейтенанта»
72 – сборник «Пять повестей» («Башня из черного дерева»). Проблема искусства.
Сборник эссе «Готовые норы» (самоанализ творчества)
Особенности худ. Метода:
Черты постмодернизма:
– игра
– интертекстуальность
Но: постмодернисты полагали, что мир хаотичен и скусство может лишь жонглировать слвоами. А фаулз дидактичен (хотя дидактика и скрытая), причем дидактика иронична. Для него важна этическая роль литературы. Истина посередине (дидактика и ирония вместе). Лит-ра должна способствовать дух. Развитию человека.
Томас
Сборники: «18 стихотворений», «25 стихотворений».
Сложный, музыкальный язык. Принцип «концентрированной образности2. Темы: человек, жизнь и смерть. Концепция человека – гуманистический пантеизм 9человек слит с природой). Смерти нет – только вечное перерождение.
Английский постмодернизм
Акройд, свифт, барнс.
Обращаются к историческому прошлому, но не делают вид, что они современники эпохи.
Барнс
«Метроленд». Главный герой живет в Париже и думает только о совей любви (принцип субъективизма).
«Попугай Флобера»: писатель не может создавать нового, он, как попугай, повторяет чужие слова. Все субъективно.
Роман «История мира в 10 с половиной главах». Действие новелл – в разные эпохи. Сквозной образ – корабля (символ искусства), миф о всемирном потопе. Наша цивилизация изначально несовершенна. История – бесконечное и бессмысленное странствие от катастрофы к катастрофе. Противостоять может любовь. Невозможно познать не только мир вокруг себя, но и ситорию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.