Основная черта истории 20 века. Технический прогресс. Факторы, изменившие сознание человека. Теория психоанализа Фрейда, страница 2

Вульф

Теоретик модернизма, ее интересовало коллективное мышление.

1919 год – статья, посвященная проблеме модернизма как метода – «Современная художественная проза»:

Писатели делятся на спиритуалистов (обращают внимание на внутреннее) и материалистов (Голсуорси). Обвиняет их в том, что у них главный объект – внешнее, социальное.

1924 год – «Мистер Беннет и миссис Браун».

Периодизация творчества:

1). 1915 – 1922 год. Форма традиционная, но уже есть эксперименты. Роман «Путешествие во внешний мир»: пробует поток сознания, размытые герои. Здесь уже звучит тема смысла жизни.

1921 год – «Понедельник и четверг» (сборник рассказов: нет сюжета, нет героев)

1922 – роман «Комната Джейкоба»: «кадры» из жизни человека (он показан глазами других людей).

2). 1922 – 1928: роман «Миссис Деллоуэй». Главная героиня – клариссса Деллоуэй. Это непрерывный поток сознания героев. Показано коллективное сознание.

1927 – роман «На маяк» (коллективынй поток сознания)

3). 1928 – 1941 – блестящее воплощение экспериментов автора.

1928 год – роман «Орландо». Хронотоп – с 16 по 20 век. Главный герой – существо орландо (символ духовного развития человечества).

1931 – роман «Волны»: шесть голосов рассказывают жизни + интермедии (берег моря в разные периоды дня – периоды нашей жизни).

1933 – «Флаш» (повесть в духе викторианского романа) – биография собаки.

Томас Элиот

1917 – «Гамлет» и его проблемы»

«Объективный коррелят» – изображаемый в сознании ряд предметов, ситуации и событий, которые выражают эмоции поэта и пробуждают адекватные эмоции у читателя.

1919 – «Традиции и индивидуальный талант»: идея непрерывности культурной традиции: художественное произведение всегда включено в существующую культурную картину, в любом произведении есть отсылки к прошлым произведениям.

Теория деперсонализации поэзии: настоящая поэзия выражает нечто неличностное, коллективное.

2Любовная песнь Дж. Альфреда…» – принцип «объективного коррелята».

2Рапсодия ветреной ночи» – принцип «объективного коррелята».

1922 год – поэма 2Бесплоданя земля». Обобщенный образ цивилизации в состоянии духовного кризиса. В этой поэме монтируется несколько временных пластов. Отсылка к мифу о святом Граале, Адонисе. Осирисе и других – образ земли, наказанной за грехи правителя бесплодием.

1925 – поэма «Полые люди»: тема духовной смерти, мира, который только представляется живым.

Английский реализм

Тема «потерянного поколения»

1-я мировая война была затеяна по экономическим причинам, но прикрывалась громкими лозунгами. Люди быстро понимали. Что их послали на войну как «пушечное мясо». Человек потерял привычные нравственные ориентиры.

Олдингтон

1929 – роман «Смерть героя». Главный герой – Джордж Уинтерборн. Главная тема – в чем причина появления потерянного поколения (много рассказывает о родителях героя). Не просто описывает «потерянное поколение», но и ищет причины его появления.

В этом Олдингтон обвиняет общество, привившее молодым людям лживые идеалы.

Сюжетные и композиционные особенности:

Построен по принципу 1. античной трагедии (пролог, два действия, эпилог, автор – хор). 2. Джазового произведения: резакая смена темпа и тональности. Каждая часть имеет музыкальную ремарку: от очень быстро до очень медленно.

Роман «Все люди – враги».

Лоуренс

Его принято относить к модернистам, отчасти – к реалистам. Стремился к универсальным обобщениям (модернизм).

Темы:

– искажение человеческой природы под влиянием мех. Цивилизации;

– нарушение гармоничного единства человека и природы.

1913 – «Сыновья и  любовники». Главный герой – Пол Морелл. Автора волнует псих. Состояние героев. Показано формирование Эдипова комплекса (модернизм).

Эстетические и фил. Взгляды:

– Современная цивилизация – гигантская машина, порабощающая человека. Она разрушает связь человека и природы. Позитивные ценности – природа и первичные инстинкты человека.

1929 – 2Любовник леди Чатерли». Главная героиня – Кони. Ее парализованный после войны муж – символ цивилизации. Кони – символ пробуждения естественных инстинктов.

Литература Англии 2-й половины 20 века

1945 – окончание Второй мировой войны. Начало распада Британской колониальной империи.

1940 – 60-е годы – упадок в экономике. Англия пытается захватить новые колонии – неудачно.

Распад колониальной империи был ударом по национальному самосознанию англичан. Это чувство компенсирует победа во Второй мировой.

Ретровикторианский роман: действие переносится в викторианскую эпоху длибо пародирует викторианский роман.

После 45-го исчезает модернизм. Главное направление – реализм (Сноу, Рю, Грин).

Роман. Жанры:

– сатир. Роман (Оруэл, Берджис).

В русле реализма  появляется течение «сердитые молодые люди»

Грин

Цикл « Грин-Ландия»: темы переходят из произведения в произведение. Например, тема одиночества.