ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Одобрено методической "УТВЕРЖДАЮ"
комиссией Института иностранных Директор Института иностранных языков языков
"____"______________ 2003 г. "____"_________2003 г. председатель МК
Ф.И.О., подпись
комиссией Института массовых коммуникаций
"____"______________ 2003 г. председатель МК
Ф.И.О., подпись
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
История зарубежной литературы
(наименование)
специальность_021400 журналистика
заочное отделение
(шифр согласно перечня и наименование)
факультета ИИЯ (факультет романских языков)
кафедра истории зарубежных литератур
курс 2 - 5 семестр 3, 5, 7, 9
лекции 52
практические занятия ______________ (час)
семинарские занятия ____________ (час)
лабораторные работы ______________ (час)
всего аудиторных часов 52
самостоятельная работа __500_______ (час)
реферативные работы ________ (предусмотрены, не предусмотрены)
контрольные работы (предусмотрены, не предусмотрены)
экзамен 5, 9
(семестр)
зачет 3, 7
(семестр)
Рабочая программа составлена на основании программы курса "История зарубежной литературы". Для государственных университетов, утвержденной 2 мая 1989 г.
Заведующий кафедрой ______________( )
Составитель (ли) Т.Г., доцент;
(Ф.И.О., ученое звание)
I. Пояснительная записка
Предмет, цели и задачи курса "История зарубежной литературы".
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Предметом дисциплины является история развития зарубежной (главным образом, западноевропейской и американской) литературы в контексте социокультурного развития данных регионов.
Цель дисциплины: дать представление об общей направленности литературного процесса, а также раскрыть своеобразие каждой из литературных эпох и национальную специфику литературного развития в разных странах Запада. Преподавание дисциплины рассчитано на 4 семестра, в каждом из которых рассматривается последовательно материал соответствующих разделов от античности до конца ХХ века.
Задачи дисциплины: дать студенту-журналисту знания в области истории литературы ведущих стран Запада в контексте их культурно-исторического развития; помочь овладеть основными эстетическими категориями и литературоведческими понятиями, привить навыки работы с художественными текстами, сформировать навыки использования научно-исследовательской и справочной литературы, необходимые для будущего специалиста в области средств массовой информации.
Для изучения данного материала, студентам необходимо знание следующих дисциплин государственного образовательного стандарта
· культурологии
· философии
· истории философии
· теории литературы
· отечественной истории
· истории отечественной литературы
II. Содержание курса
3 семестр. Античная литература, Средние века и Возрождение.
Темы лекций, количество часов.
1. |
Введение. Историческое и художественное значение античной литературы; ее хронологические и территориальные границы. Периодизация. Греческая литература. Архаический период. Долитературный период. Древнегреческая мифология. Древнейшие литературные памятники. Гомеровский эпос. "Илиада", "Одиссея". |
2 часа |
2. |
Классический период. Аттический период. Драма. Происхождение драмы, ее виды, эволюция трагедии. Эллинистический период. |
2 часа |
3. |
Римская литература: периодизация. Ранняя римская литература. «Золотой век» римской поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий. Поздняя римская литература. |
2 часа |
4. |
Введение. Историческое значение и своеобразие культуры Средних веков. Основные художественные традиции. Западноевропейская литература раннего Средневековья. Литература зрелого Средневековья и позднего Средневековья |
2 часа |
5. |
Литература предвозрождения: Данте. Литература эпохи Возрождения. Своеобразие Возрождения в Италии |
2 часа |
6. |
Возрождение во Франции: творчество Рабле. Литература Возрождения в Испании. Творчество Сервантеса. Творчество Лопе де Вега. Литература Возрождения в Англии. Творчество Шекспира |
2 часа |
Всего |
12 часов |
5 семестр. XVII – XVIII века.
1 |
Введение. Основные художественные направления XVII века. Литература XVII века во Франции. Трагедия французского классицизма. Комедия французского классицизма. Творчество Ж.-Б. Мольера. Жанр высокой комедии. Теория классицизма Буало. |
2 часа |
2 |
Литература XVII века в Англии. Творчество Д. Мильтона. Поэма "Потерянный рай". |
2 часа |
3 |
Литература XVIII века. Просвещение и просветители. Основные направления и ведущие литературные жанры Литература английского Просвещения. Художественное своеобразие и основная периодизация. Раннее и зрелое английское Просвещение (Д. Дефо, Д. Свифт, С. Ричардсон, Г. Филдинг) Позднее Просвещение в Англии. Сентиментализм. |
2 часа |
4 |
Литература Просвещения во Франции. Основная периодизация. Ведущие представители (Вольтер, Дидро, Руссо) |
2 часа |
5 |
Литература Просвещения в Германии. Творчество Лессинга. Литература "бури и натиска". Творчество Шиллера. |
2 часа |
6 |
Творчество Гете. Трагедия "Фауст" - венец эпохи Просвещения в Европе. |
2 часа |
Всего |
12 |
7 семестр. XIX век.
1 |
Введение. Особенности литературного процесса XIX века. Романтизм как метод. Реализм как метод. Эстетика немецкого романтизма, школы немецкого романтизма |
2 часа |
2 |
Творчество Гофмана, проблема «двоемирия» в творчестве Гофмана Творчество Генриха Гейне. |
2 часа |
3 |
Своеобразие английского романтизма. Озерная школа. Байрон, Шелли. Исторический роман Вальтера Скотта. |
2часа. |
4 |
Особенности французского романтизма. Школа Шатобриана и школа де Сталь. Творчество Гюго. |
2 часа |
5 |
Американский романтизм (Ирвинг, Готорн, Купер, По). |
1 час |
6 |
Французский реализм. Тип героя в творчестве Стендаля. Художественный мир «Человеческой комедии» Бальзака». Своеобразие литературного процесса во Франции 50-60-х годов (Флобер). |
2 часа |
7 |
Английский реализм. Творчество Диккенса. Творчество Теккерея. |
2 часа |
8 |
Литература США 40-60-х годов. Трансцендентализм, его влияние на литературный процесс. |
1 час |
Всего |
12 часов |
9 семестр. Рубеж XIX – XX века.
Темы лекций
1. Характеристика литературной ситуации рубежа XIX – ХХ в. Французская литература. Натурализм. Мопассан.
2. Норвежская литература. Творчество Г. Ибсена.
3. Английская литература рубежа XIX – ХХ вв. Эстетизм и творчество О. Уайльда. Английский реализм. Творчество Т. Гарди, Д. Голсуорси, Г. Уэллса, Б. Шоу.
4. Американская литература рубежа XIX – ХХ вв. творчество М. Твена, Т. Драйзера.
5. Литература ХХ в. английская литература. Модернизм и творчество Д. Джойса.
6. Английский реализм I половины ХХ в. Р. Олдингтон и «тема потерянного поколения».
7. Современная литература Великобритании.
8. Французская литература ХХ в. Модернизм. Пруст. Французский реализм I половины ХХ в. (Л. Арагон, Р. Роллан)
9. Литература Германии ХХ в. Модернизм и творчество Ф. Кафки. Реализм.
10. Немецкая литература после II мировой войны (литература ФРГ и ГДР).
11. Американская литература ХХ в. модернизм. Реализм. (Творчество Э. Хемингуэя, Ф.С. Фицджеральда, У. Фолкнера)
12.Современная литература США. «Многокультурность»: региональные и этнические литературы
III. Самостоятельная работа студентов
3 семестр Античная литература, Средние века и Возрождение.
2. Древнегреческая лирика.
3. Древняя аттическая комедия. Аристофан.
6. Римский период древнегреческой литературы. Плутарх, Лукиан. "Дафнис и Хлоя" Лонга и начала европейского романа.
7. Долитературный период римской литературы. Фольклор: сатура, ателлана.
8. Цицерон и его роль в развитии ораторской прозы. Лукреций - поэма "О природе вещей".
9. «Серебряный век» римской литературы: Сенека, Федр, Марциал, Ювенал.
10. Римская историография - Тацит, Светоний.
11. Героический эпос зрелого Средневековья.
12. Рыцарский роман.
13. Сонеты Петрарки.
14. Книга Боккаччо «Декамерон».
15. Комедии Шекспира.
5 семестр XVII – XVIII века.
1. Литература XVII века в Германии. Поэзия немецкого барокко. Роман Гриммельсгаузена "Симплициус"
2. Малые классицистские жанры во французской литературе XVII века (басня, афоризм и др.)
3. Английская поэзия XVIII века
4. Просветительская журналистика XVIII века
5. Жанр ироикомической поэмы в европейской литературе XVIII века
6. Явление рококо в европейской литературе XVIII века
7. Комментарии к трагедии Гете "Фауст"
7 семестр XIX век.
1. Творчество Проспера Мериме.
2. Творчество Бодлера. Новаторские тенденции сборника "Цветы зла".
3. Творчество Бичер-Стоу. Общественное и художественное значение романа "Хижина дяди Тома".
4. Проблематика «Философских этюдов» Бальзака.
5. Творчество Проспера Мериме.
6. Роман Ш. Бронте «Джейн Эйр».
7. Проблематика романа Э. Бронте. Грозовой перевал.
8. Английская викторианская поэзия.
9. Английская литература 1850-60-х гг.
10. Жанровое своеобразие романа Мелвилла «Моби Дик».
11. Символические образы в романе Мелвилла «Моби Дик».
12. Уитмен «Листья Травы». Основные идеи и образы, новаторство автора.
9 семестр XIX– XX вв.
1. Особенности творческого метода Мопассана /сочетание элементов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.